Sunday, May 19th, 2024

Цветаева на сцене театра Виктюка – премьерный спектакль «Царь-девица»

Источник: teatrviktuka.ru

2 июля в театре Романа Виктюка завершился 26-й сезон. Одной из главных премьер года стал спектакль по мотиву поэмы М.Цветаевой – «Царь-девица».

Источник: t.me/literalina 

Царь-девица – это яркий женский образ, в котором отражены черты матриархального общества. Героиня предстает перед читателем и перед зрителем сильной воительницей, персонажем с определенными андрогинными чертами, которая сторонится «женских забот». Царь-девица будто бы меняется гендерными ролями с другим персонажем сказки – ее возлюбленным, царевичем Иваном, слабым болезненным юношей. 

Источник: teatrviktuka.ru

В традиционной версии сказки, добро противостоит злу и побеждает его, а герои проходят разные испытания, прибегая к помощи волшебных предметов. Цветаева сохраняет старославянский и языческий колорит сказки. Она, с одной стороны, ее упрощает, оставляя лишь половину сюжета, но с другой стороны, усложняет, добавляя трагичный финал, символику, недосказанность и новые смысловые пласты текста. 

Цветаевская поэма-сказка написана иносказательно, характерным для нее ярким живым слогом. При этом в поэме появляется важное для всего творчества  поэтессы обращение к метафизической реальности, которая противопоставлена реальности земной. В театре Романа Виктюка передается атмосфера именно цветаевской поэмы-сказки.

Источник: teatrviktuka.ru

Режиссер спектакля Дмитрий Бозин использует средства пластического и поэтического театра. Каждый из героев наделен своей определенной траекторией движения, через которую выражаются его мысли, чувства и черты характера. В зависимости от сюжетной функции, герои могут двигаться изломано, изящно, тяжело или кротко. Персонажи говорят стихами из поэмы-сказки Цветаевой. Поэтому их речь разная: томная и истеричная, громкая и тихая. Акценты в репликах и придыхание, с которым произносятся строки, оказывают на зрителя чарующий эффект, как и характерная музыка в момент кульминации.

Источник: teatrviktuka.ru

Декорации в спектакле можно назвать минималистичными. Все 2 часа без антракта, которые идет спектакль, на сцене присутствует полумесяц (см. фото). Он выступает и лодкой, и комнатой, и кроватью, и символом Ивана. И если в поэме-сказке Цветаевой месяц – обозначение Ивана, то солнце в ней указывает на царь-девицу. В метафорическом обличии  солнце также появляется среди декораций на сцене – в виде торчащих из стены желтых копьев, обозначающих солнечные лучи. 

Костюмы героев аналогично отражают их внутренний мир и сюжетное предназначение. На Иване можно увидеть белую рубашку с длинными рукавами, на царь-девице – доспехи и тяжелые ботинки из черепов, а на главном антагонисте – черный костюм с когтями и длинными иголками на спине.

Источник: teatrviktuka.ru

Одна из важных особенностей спектакля – это система персонажей. Всего в спектакле семь действующих лиц, однако на сцене появляется только четыре актера. Все актеры, кроме Станислава Мотырева, играющего царевича, задействованы сразу в двух ролях. Даже режиссер спектакля, Дмитрий Бозин, выступает одновременно за несколько героев. Это добавляет постановке двойственности и загадочности. 

Ближайшие даты показов спектакля пока неизвестны, но перед посещением стоит обратить внимание на возрастной ценз спектакля 18+. Подробнее о театре,  спектакле и билетах – на официальном сайте Романа Виктюка teatrviktuka.ru и в предыдущих публикациях нашего СМИ.