Monday, April 22nd, 2024

«Забытые пьесы Художественного театра»: новый проект в Некрасовке

Источник: vk.com

24 апреля стартовал совместный проект Школы-студии МХАТ и Библиотеки им. Н.А. Некрасова. Он приурочен к 125-летию театра и 80-летию Школы. В рамках проекта «Забытые пьесы Художественного театра» студенты читают малоизвестные пьесы из старого репертуара МХТ.

Зрителям уже показали несколько пьес. Например, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Ибсена, «Потонувший колокол» Гауптмана и другие. Перед каждой пьесой Павел Руднев, театральный критик и кандидат искусствоведения, произносил небольшую вступительную речь. После читки он вместе со зрителями, актерами и режиссерами участвовал в дискуссии и обсуждении пьесы. Эти встречи продолжились в течение нескольких месяцев.

Открыла цикл пьеса Генрика Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Ее прочли студенты третьего курса Школы-студии МХАТ, режиссером выступила Ксения Отинова.

Впервые на сцене МХТ эту пьесу поставил в 1900 году В. Немирович-Данченко, один из руководителей театра. Поскольку текст, опубликовали в 1899 году, он долго пользовался большим успехом в Европе. Позже пьеса пришла в Россию. Ее перевели и поставили в кратчайшие сроки. Из-за растущего интереса к произведениям Ибсена в театре показали еще восемь пьес этого автора. Среди них «Доктор Штокман», «Столпы общества»,«Пер Гюнт» и др. 

В пьесе зрители окунулись в мир холодных норвежских гор и непростых человеческих судеб, познакомились с героем-художником, которому предстояло сделать выбор между искусством и любовью. Персонажи пронизаны атмосферой природы. Буйная Майя не может жить без охоты в диких лесах, а мечущийся скульптор Рубек пытается разобраться в прошлом, которое обрушилось на него подобно снежной лавине. Герои переживают тяжелые внутренние потрясения и пытаются найти ответы на глобальные вопросы.

Источник: vk.com

Второй пьесой в цикле стал «Потонувший колокол» Герхарта Гауптмана. Студенты четвертого курса показали волшебную сказку про мифических существ. За яркими персонажами и, на первый взгляд, детским сюжетом скрыта тема совершенства, человеческой воли и самообладания. Режиссером современной постановки стал Ильдар Хуснуллин.

Эта пьеса имела большой успех на рубеже XIX и XX веков. В то время театр часто обращался к произведениям Гауптмана из-за их нестандартности. Действия происходили в волшебном лесу, а главные герои были полулюди, полумифические существа. Соединение реальности и фантастики, христианства и язычества, свободы и несвободы привлекли внимание зрителя.

Это история о том, как губительная красота волшебного мира. В постановке она привела героя к трагическому концу. Колокольный литейщик по имени Гейнрих, оказавшись в волшебном лесу, не смог вернуться к своей прошлой жизни. Он чарующим лесом свел его с ума и его обитателями.

Эта пьеса была второй в истории МХТ, ее поставили сразу после «Царя Федора Иоанновича» в 1898 году. Это значит, что влияние и значение этой постановки в то время было очень велико. 

Третью и пока последнюю проведенную читку посвятили пьесе «В мечтах». Ее написал сам Немирович-Данченко, основатель театра. Эта пьеса вызвала большое количество критики среди зрителей. 

««В мечтах» – очень хорошая фальсификация глубокой пьесы, но неглубокая пьеса», – писал Н. Эфрос.

В пьесе представлена интеллигенция. Однако истории и переживания героев не вызвали у людей сочувствия. Сама интеллигенция отрицала правдоподобность представленных образов. Вера Кирилловна возвышенная княгиня и известная певица, помешанная на воспитании своих учеников, ее дочь простая по натуре, но обделенная материнским вниманием. Вокруг главных героев собралось высшее общество, которое преследует только свои цели. Персонажи вызывали только смех и негодование своими жалобами и проблемами.

Скандалы случались не только среди зрителей, но и среди актеров. Ученик Немировича-Данченко, Всеволод Мейерхольд отказался участвовать в этой пьесе, после чего покинул театр. О.Л. Книппер, одна из актрис в пьесе, жаловалась в своих письмах А.П. Чехову на постоянные задержки в процессе постановки.

Источник: lamanova.com

«В мечтах» запомнилась зрителям своими нарядами, созданными известным модельером Надеждой Ламановой. Яркие платья и прически по последней моде впечатлили многих зрителей. 

О.Л. Книппер в своих письмах описывала наряды так: «Для Широковой дирекция разрешает мне одевать три туалета на 1200 р. Это Савва мне сказал – милостиво? <…> Во 2-м акте у меня будет чудесное красное платье бальное, будет огнем гореть – все зашито дрожащими блестками. <…> ».

По словам Павла Руднева, в проекте планируется провести еще несколько читок в библиотеке им. Некрасова. 
Каждый месяц будет организована читка одной малоизвестной пьесы из прошлого репертуара театра МХТ. Все новости можно узнать на сайте.