Wednesday, April 24th, 2024

«А все-таки Вы хороший…»: итоги 26-го сезона в Театре Виктюка

Источник: teatrviktuka

15 июня в пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция посвященная 26-му сезону Театра Романа Виктюка. На встрече представители художественного совета подвел итоги года, рассказал о планах и подготовке к следующему.

В начале пресс-конференции директор театра Александр Смертин оценил уходящий сезон: 

«Хотелось бы отметить, что сезон был непростой, он был сложный и в то же время интересный».

На самом деле театр вел активную жизнь. Восстановились ушедшие из репертуары спектакли, появились новые проекты и идеи, с которыми коллектив выступил на разных фестивалях и акциях.

Источник: eatrviktuka

Так, в октябре 2022 года режиссер Андрей Боровиков восстановил показ спектакля «Масенькие супружеские преступления». После премьеры 10 лет назад постановка на долгое время «взяла паузу». Спектакль поставлен на основе произведения «Козырь» польского драматурга Габриэль Запольской. Основная тема пьесы – брак, его тайны и секреты. Это лирическая, веселая, мудрая история о людях, которые на грани потери отношений, сумели сохранить свою любовь. Мастерски выстроенная композиция, выразительные персонажи, диалоги – все это вызывает восхищение у зрителя. 

Источник: teatrviktuka

Режиссер Александр Тарасов рассказал, что в этом году художественный совет театра работал над привлечением новой аудитории. Чтобы добиться этого, коллективу пришла идея постановки детских спектаклей. Александр Тарасов отметил, что выбрать сюжет для спектаклей было сложно, поэтому «решили остановиться на классике и выбрать сказки А.С.Пушкина».

В репертуар театра вошли три сказки: «О мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». Уникальность постановок заключается в том, что у каждой из них разный режиссер. Это позволяет зрителю из раза в раз по-новому увидеть интерпретацию сказочного мира, детских образов, костюмов и декораций. Свет, любовь, добро – вот чем наполнены спектакли в театре Романа Виктюка. 

Присутствует ощущение, будто на сцене разворачивается сериал из трех серий, которые можно увидеть в новогодние каникулы и окружить себя волшебством.

26 сезон театра Романа Виктюка запомнился зрителям единством театра и литературы. В этом году режиссеры поставили два спектакля по произведениям М.И. Цветаевой, а также создали целый проект, посвященный юбилею А.Н. Островского.

Источник: teatrviktuka

В декабре 2022 года главной премьерой сезона стала постановка «Царь-девица» режиссера Дмитрия Бозина. Это спектакль по мистической поэме Марины Цветаевой. В театре творчество поэтессы раскрыто со стороны язычества, волшебства и древних мотивов. 

Перед режиссером стояла непростая задача. В своем произведении поэтесса создала уникальное пространство: ветер говорит с морем, а людские чувства сравниваются с природными стихиями. Поэма во многом представляет собой сочетание хорошего древнерусского и литературного языка и может отсылать как к детским народным сказкам, так и к большому пласту древнерусской исторической литературы. Режиссеру предстояло передать атмосферу и быт времени, о котором написала Цветаева. Так, в спектакле каждое движение актеров выражает собой особый психологический жест, который передает настроение и состояние героев поэмы. А все вещи, детали оформления – образы, которые помогают поддерживать атмосферу на сцене. С воплощением этой идеи помогли костюмы Евгении Панфиловой, выполненные в фантазийно-сказочном стиле. Герои носят детали одежды, присущие богатырям: шлем, импровизированная кольчуга, сделанная из разных тканей со стразами. Женщины же превращаются в воительниц, носят с собой древнее оружие, мечи. Другие одеты в легкие белые платья, подобные тем, в которые женщины наряжались на народные праздники в старину. Действие разворачивается в условном пространстве, центр  которого – это белый корабль-колыбель.

Простая бытовая речь в спектакле соединяется художественными чтениями, старославянскими напевами, заклинаниями, языческими заговорами.

Источник: teatrviktuka

Следующую декабрьскую премьеру режиссеры также посвятили творчеству М.И. Цветаевой. Спектакль «А все-таки Вы хорошая…» режиссера Марины Перельман сделан по дневникам и произведениям поэтессы. Создатели спектакля предлагают зрителям погрузится в тяжелую жизнь Марины Цветаевой. Она пережила эмиграцию, войну, голод, осталось одна с двумя дочерьми, пока ее муж был на фронте. Поэтесса не всегда в своей жизни понимала, как ей жить завтра, где ее дом.

Источник: teatrviktuka

В марте театр порадовал своих зрителей премьерой спектакля, который посвящен основателю Роману Виктюку «Во всем виноват театр». Постановку срежиссировал Александр Карпушин. Роман Виктюк считал, что «театр – это высшая форма любви, экстаза, полёта». Именно это его команда попыталась воплотить на сцене.

Спектакль – фантазия о театре, о любви к нему, искусстве. В основе сюжета лежит история о супружеской паре пожилых актеров, преданных своему искусству. В идеальную жизнь однажды вмешивается молодая актриса. Жажда славы и ведущих ролей толкают девушку на ужасные поступки. Сюжет отчасти напоминает произведение Сомерсета Моэма «Театр», в котором также присутствует любовный треугольник театральной жизни. В конце пьесы любовь настоящая и искренняя к близкому человеку, а главное к театру побеждает.

Эта постановка доказывает, что работа и создание искусства на сцене требует жертв, подчинения и полной отдачи. Театр всегда проникает в человека и его жизнь, захватывает и не отпускает. 

Источник: culture.ru

В марте в рамках акции «Ночь театров» художественный совет вновь обратился к литературной теме и реализовал проект «Островский. Авангард».

Уникальность спектакля заключается в том, что он состоит сразу из нескольких пьес Островского и каждая из частей срежиссирована разными людьми. В одной постановке зрители увидят пьесу «Волки и овцы» режиссера Игоря Неведрова, «Доходное место» режиссера Кирилла Шендерова, «Бесприданница» режиссера Александра Тарасова, «Свои люди – сочтемся» режиссера Андрея Боровикова. Все фрагменты произведений Островского объединили общей идеей – истории о любви  и ее потери. 

Этот спектакль необычен своей формой подачи, как и все вещи присущие направлению авангарда. Постановка – это путешествие по театру, по пьесам. Спектакль погружает зрителей в мир Островского, в чьих  произведениях нет плохих и хороших людей, но есть вечные вопросы – совести, любви, страсти, порядочности. Проводником и связующим фрагментом пьес станут цыгане – те, кто в произведениях писателя становятся символом судьбы.

Источник: teatrviktuka.ru

В реализации спектакля создателям помогла архитектура здания, в котором расположен театр Виктюка. Дом номер шесть на Стромынке спроектирован по решению Константина Мельникова. Здание воплощает собой «дом света», как часто называют его актеры. Но это неспроста, а из-за большого количества окон по периметру всего театра. Здание состоит из трех уровней. Начинается с подземного (фойе). По словам Игоря Неведрова, этот уровень символизирует что-то глубинное бессознательное в человеке. Средний – это самая середина, то, что соединяет нижний уровень со светлыми балконами. 

Островского и его творчество «перенести» в театр Виктюка было не просто. Но художественный совет принял решение, что пьесы стоит пометить в разные места и точки уровневых помещений театра. Начнется действие на боковых балконах, где будут представлены пьесы «Волки и овцы» и «Доходное место». Позже зрители познакомятся с фрагментом фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года. Затем аудитория окажется на авансцене театра, стоя будет смотреть фрагмент из «Бесприданницы», который сыграют на центральном балконе.

Таким образом, зрители и артисты поменяются местами и смогут увидеть театр глазами актеров. Финалом театрального путешествия станут «Свои люди – сочтемся» на основной сцене. Именно так получился «взрывной рецепт», по словам Игоря Неведрова. Вскоре по решению зрителей эта работа перешла в основной репертуар театра. 

В мае театр принял участие в акции «Дни культурного и исторического развития». Сотрудники театра создали выставку «Квартира №87», на которой продемонстрировали внутреннее устройство кабинета Романа Виктюка. Теперь ее можно посетить каждый день.

Интерьер квартиры выполнен в необычном стиле, как и все спектакли театра. Создатели дают возможность взглянуть на пространство глазами художника, творца и лучше ощутить атмосферу, в которой работал Виктюк. Так, каждый увидит и почувствует что-то свое, нечто не похожее на ощущение другого. 

Таким образом, театру Романа Виктюка удалось восстановить многие спектакли, познакомить с искусством не только взрослых, но и детей. Второго июля завершится 26-й сезон. Увидеть новые постановки и любимых актеров можно будет с пятого августа.