Бунт естественности: как избавиться от глянцевых очков

В Мультимедиа Арт музее стартовала XII Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2021». Работы мировых фотографов демонстрируют разницу между глянцем и реальностью. Теперь многие хотят смотреть на естественность. Деятели искусства устали от гнетущей фальши, так как сегодня медиапространство наполнено блеском и роскошью.

Практически со входа нас окутывает «режим тишины». Так называется выставка фешн-фотографа Юлии Майоровой. За ее плечами опыт работы с глянцевыми изданиями и брендами мирового уровня: Vogue и Glamour, Louis Vuitton, Apple, Estée Lauder. Фотограф занимается портретной съемкой, и в ее объектив уже успели попасть такие знаменитости, как Дженнифер Лопес, Джордж Клуни, Николь Кидман, Синди Кроуфорд и многие другие.
Однако Юлия Майорова не просто делает фотографии звезд для популярных изданий. Каждой своей работой она старается показать внутреннюю тишину. Фотограф раскрывает нам знаменитостей с неизвестной обществу стороны. За «обложкой» медиа-персоны скрывается личность со своим внутренним миром. Именно это пытается донести до зрителя девушка.

Серия работ представляет 73-летнюю модель Мэй Маск. Майорова запечатлела красоту сильной и стойкой женщины, матери троих детей, занятой любимой работой более 50 лет.
Николь Кидман, американская актриса, которая скорее сравнима с властной дамой, на снимках Майоровой предстала в нежном и утонченном образе. В свою очередь, кинорежиссер Абель Феррара под дождем на крыше питерского отеля на снимках представлен хрупким и немного печальным.

Если пройти дальше, можно познакомится с выставкой Эмми Америки «Crazy это сразу». Фотограф сотрудничала с такими известными брендами, как Calvin Klein, Nike, Urban Outfitters. На ее счету съемки для журналов Vogue, Numéro, L’Officiel.

«Фотография вызывает доверие, мы склонны верить снимкам, даже если знаем, что они постановочные», — считает Эмми Америка
Снимки Эмми самобытны, так как не имеют четкой грани между художественной и коммерческой фотографией. Каждая рекламная кампания под ее руководством становится целой книгой с продуманным сюжетом и собственной атмосферой.
Эмми Америка снимает только на пленку, обращаясь за референсами к кинематографу и современной фотографии. Девушка практически не использует вспышку. Она подсвечивает всю сцену, а не только моделей. Это придает схожесть с процессом съемки кино. Серия работ на кухне в декадентских интерьерах отсылает к обыденности, за которой скрывается человеческая тоска и одиночество. Таким образом, Эмми снимает в жанре социально-документальной фотографии. Девушка поднимает повседневные проблемы современности в рамках перформативного искусства.
Поднимаясь по ступеням музея, мы издалека видим монохромные работы Бориса Назаренко, представителя современной стрит-фотографии. Его серия работ объединена в выставку «Поток», которая наполнена эмоциями жителей города.
«Меня интересует реальная жизнь: никакой постановки, никакого лукавства, — говорит Назаренко, — ведь она во много раз интереснее и фантастичнее, чем любая выдумка».
Назаренко находит альтернативу глянцевым постановочным кадрам. Фотограф предоставляет зрителю возможность окунуться в реальный мир с его не менее захватывающими повседневными проблемами.
На нескольких этажах выше расположена выставка Лорен Гринфилд с провокационным названием «Одержимые успехом». На протяжении 25 лет фотограф путешествовала по всему миру, чтобы сделать собственное исследование красоты и идеала. Она побывала в России, Китае и США, создала четыре полнометражных документальных фильма. Количество созданных Лорен картин позволяет назвать ее не только фотографом, но и полноценным режиссером и художником.
“Она мечтала переделать свой нос с 12 лет, а к выпускному классу уже все ее подруги побывали у пластических хирургов”
Схожие описания сопровождают каждую серию фотографий. На некоторых изображены дети, которых заставляют участвовать в конкурсах красоты; на других — взрослые, которые всеми силами пытаются вернуть свою молодость. Такое разнообразие помогает Лорен демонстрировать главную тенденцию десятилетия — неоправданное стремление к богатству. Цель Гринфилд заключается в том, чтобы показать, к чему может привести американская мечта.

На первый взгляд кажется, что на всех четырех выставках говорится о разном. Однако все они образуют новый взгляд на мир. Фотографы отображают внутреннюю красоту и искусственность глянца. Они отделяют фальшь от реальности, провозглашая естественность главным достоянием человечества.