Friday, March 1st, 2024

Мрачное семилетие: тупик или начало новой литературы?

 В период мрачного семилетия литература претерпела множество изменений. Критик Павел Васильевич Анненков писал, что мрачное семилетие становится началом “царства мрака в России”. Однако на самом деле это была лишь дорога к новой ветви русской классики.  

Причины мрачного семилетия

 В 1848 году Николай 1 принял решение ужесточить цензуру в России и ограничить иностранное влияние. Из-за революционных волнений в европейских странах император беспокоился о возникновении бунтов. После французской революции было принято решение запретить французский язык и исключить любую возможность пропаганды.

 Наложили запрет на выезд из страны для русских подданных, уехавшим ранее было необходимо вернуться в страну в кратчайшие сроки под угрозой лишения имени, звания, конфискации имения и подданства. Иностранным гостям было велено покинуть Россию с запретом на въезд. Были наложены ограничения на печать произведений и введена жёсткая цензура. Проверяли и уже прошедшие ранее произведения. Дмитрий Петрович Бутурлин занимался оценкой по критериям и пытался подвергнуть изменениям даже акафист Покрову Пресвятой Богородицы, исключая “оскорбительные” строки. 

“Во всяком внезапном движении страшны не столько лица, сколько массы, посредством коих они действуют, а русские журналы и газеты читаются и всеми мелкими чиновниками, и в трактирах, и в лакейских, рассыпаясь таким образом между сотнями тысяч читателей, для которых всё это свято как закон, уже потому, что оно печатное. Отсюда ясно кажется, что нужно обратить самое бдительное внимание на журнальную нашу литературу, которая, в случае ложного или недовольно осмотрительного направления её, может произвести самые гибельные последствия.”

Записка члена Государственного совета барона Модеста Корфа

Записка была подана цесаревичу 24 февраля 1848 года и послужила обоснованием ужесточения цензурных мер.

Источник: https://dzen.ru/a/ZD6Z05gnax1pbb2Y 

Влияние на литературу

 В годы мрачного семилетия писатели подвергались серьёзным репрессиям за сомнительные, по мнению цензуры, публикации. Так, к примеру, за это пострадали Иван Тургенев и Михаил Салтыков-Щедрин. 

 Были основаны сообщества, в которых шло обсуждение социалистических идей и возможности создать собственные печатные издательства без цензуры. Одним из таких был кружок М. В. Петрашевского, в котором состоял Фёдор Достоевский. Впоследствии писатель был обвинён в том, что зачитывал письмо преступного литератора Белинского на собраниях. Военный суд признал его виновным и вынес приговор – смертную казнь расстрелом на публике. Однако в последний момент приказ был отменён и заменён на каторгу в Омском остроге. Это событие сильно изменило Фёдора Достоевского, его видение мира и творчество. Иван Гончаров во времена мрачного семилетия написал роман “Обломов”. Впервые глава произведения была опубликована в 1849 году. Есть мнение, что в “Обломове” писатель пытался показать литературу в России во времена мрачного семилетия.

Фанатик ярый Бутурлин,
Который, не жалея груди,
Беснуясь, повторял одно:
«Закройте университеты,
И будет зло пресечено!..»
(О муж бессмертный! не воспеты
Ещё никем твои слова,
Но твёрдо помнит их молва!
Пусть червь тебя могильный гложет,
Но сей совет тебе поможет
В потомство перейти верней,
Чем том истории твоей…)

Николай Некрасов. Из поэмы «В. Г. Белинский» (1855)

Конец эпохи мрака в России

 Мрачное семилетие закончилось так же внезапно, как и началось. В феврале 1855 года умирает Николай 1. Это событие стало окончанием эпохи мрачного семилетия, и перемены в обществе были видны сразу. Пришли в работу издательства, жёсткая цензура была отменена, а назначенные писателям наказания были сняты. “Пушкинская” эпоха прошла, но за ней последовало второе рождение таких писателей, как Толстой, Тургенев, Гончаров и другие. 

 Пауза в русской литературе не стала концом или пиком творчества. Это была лишь развилка и поиск нового пути для классики. Мрачное семилетие оказалось поворотным моментом для писателей и началом новой эпохи.