Monday, April 29th, 2024

Вечные образы в литературе: почему всё повторяется

В литературе есть такие герои, которые становятся настолько значимыми, что существуют вне времени. “Вечные образы” вновь и вновь возникают в творчестве совершенно разных писателей. Одно остается неизменным – универсальный смысл, который был заложен в них изначально. 

Источник: https://pin.it/4I4r6Na

“Вечные образы” бессмертны из-за мифологического происхождения. Они могут переходить из одной национальной литературы в другую, не теряя первоначального значения. Происходит так потому, что “миф” – это всеобщая часть культуры, которая затрагивает любой народ. Большая часть “вечных образов” берет свое начало в Древней Греции, например, образы  Прометея и Одиссея. Однако, есть и представители классической литературы: Фауст, Дон Кихот, Гамлет и другие. Также источниками “вечных образов” могут быть исторические личности (Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи), библейские персонажи (Адам и Ева, Иисус Христос, Понтий Пилат) и другие представители фольклора (Баба Яга, Илья Муромец).

Прометей

“Искусства у людей – от Прометея!” – “Прикованный Прометей” Эсхил 

Могучий титан Прометей известен тем, что похитил огонь у богов и подарил его людям. Это знаковая фигура не только греческой, но и мировой культуры. 

Жалость Прометея к смертным определила его судьбу: Зевс обрек титана на вечные мучения. В мифе нет абстрактных понятий, герои четко делятся на положительных (сам Прометей) и отрицательных (Зевс и другие боги, которые подвергли Прометея наказанию). О людях здесь говорится как о едином целом, отдельно ни о ком не упоминается, при этом человечество — неотъемлемая часть природы. Прометей изображен защитником людей от несправедливости богов. Его образ олицетворяет норму героического поведения и носит общечеловеческий идеал

Титан стал символом вечных стремлений. В трагедии Эсхила “Прикованный Прометей” он не только спаситель, но и наставник людей. Прометей учит их ремеслам, земледелию, письму и искусствам. Титан изображен творцом культуры и героем свободы. Рациональный смысл мифа заключается в том, что культура – залог свободы человека.

Источник: https://pin.it/27IQDLP

Разные авторы по-своему рассматривали и изображали образ Прометея. В “Метаморфозах” Овидия он показан защитником человека и создателем статуй людей, которые оживали с помощью похищенного огня. В драме Гёте “Прометей” титан изображен гордым бунтарем и индивидуалистом. Байрон в своем творчестве называет Прометея “пророком добра”. Несмотря на разные трактовки, образ романтического героя,  борца за человеческую свободу сохраняется. 

Фауст

“С талантом человеку не пропасть.”  – “Фауст” Иоганн Вольфганг Гёте 

Легенда об ученом-алхимике возникла в Германии в эпоху Возрождения. Гёте переработал образ Фауста и сделал его сложным героем, который бессознательно стремится к самосовершенствованию. Главные черты Гётевского Фауста – глубина и двойственность натуры. В герое противостоят эгоизм и жертвенность, созерцательность и воля, неустрашимость и покорность. Фауст вышел за пределы своей исторической эпохи и стал “образцом” для дальнейших произведений литературы. 

Источник: https://pin.it/6QeEMyy

Многие писатели в своих работах переосмыслили образ Фауста. В “Народной книге о Докторе Фаусте” Иоганна Шписа герой назван “волшебником” и “чернокнижником”. Автор закладывает в историю нравоучительный контекст и относится к Фаусту иронично-назидательно. Персонаж в “Народной книге” показан объектом порицания, его гордыня и тяга к знаниям становятся причиной греха. Кристофер Марло в “Трагической истории Доктора Фауста” сравнивает ученого с Икаром, который хотел лететь ближе к Солнцу, но оно расплавило его крылья. Фауст в этом тексте  — трагический герой, его уничтожает страсть к поиску истины. В романе “Доктор Фаустус” Томаса Манна образ Фауста носит другое имя и стремится к совершенству не в науке, а в искусстве. Очевидные параллели с Гетевским персонажем прослеживаются в “Мастере и Маргарите” Михаила Булгакова. Мастер выступает в роли Фауста, а Воланд олицетворяет Мефистофеля. 

Дон Кихот

“Каждый из нас – сын своих добрых дел.” – “Дон Кихот” Мигель де Сервантес Сааведра

Замысел Мигеля Сервантеса написать пародийный рыцарский роман перерос в значимую для всей мировой литературы книгу, а образ главного героя стал бессмертным. Появилось отдельное понятие “донкихотство” – гуманистическое стремление к идеалу и энтузиазм, но в то же время наивность и чудачество.  Дон Кихот – защитник добра и справедливости, благородный идеалист, который не может объективно оценивать действительность. 

Источник: https://pin.it/2tF6uDp

Вариации историй о Дон Кихоте писали Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг, Новалис и Шеллинг. Йенские романтики видели в этой книге конфликт прозы и поэзии, мечты и реальности. Осмысливали образ Дон Кихота Толстой, Достоевский и Мережковский. Немецкие романтики воспринимали героя, прежде всего, как человека мечты. Реалисты эпохи Просвещения видели в романе, напротив, бесплодные мечтания. Образ Дон Кихота оказывается шире, чем предполагал его автор. Интерпретации персонажа отражают веяния различных эпох, но суть остается неизменна.  

Подобные герои не теряют актуальность даже спустя большое количество времени. Их образы воплощают черты, присущие каждому человеку, поэтому такие персонажи всегда будут понятны и интересны читателям.