Sunday, April 28th, 2024

От «Библиотекаря» до «Земли»: «новая» популярность Михаила Елизарова

Ссылка на источник: https://www.elizarov.club/photos

Ни для кого не секрет, что нашумевший сериал «Библиотекарь» есть ни что иное, как экранизация романа русского писателя Михаила Елизарова, опубликованного в издательстве «Ad Marginem» в далёком 2007 году.

Многие успели посмотреть этот сериал, пока он шёл бесплатно на телевидении или по подписке на интернет-платформах. И вместе с популярностью экранизации возросли продажи оригинального произведения. Так или иначе, сама книга стала бестселлером, осилив долгий путь к «новой» славе длиной в 16 лет

Биография

Так кто же такой этот загадочный автор? Михаил Юрьевич Елизаров радует читателей своими произведениями вот уже более двадцати лет. Самыми известными его работами, не считая «Библиотекаря», принято считать сборник «Ногти» (2001 год), роман «Pasternak» (2003 год) и большой философский роман «Земля» (2019 год). Кроме писательской карьеры, Елизаров активно развивает свой музыкальный проект. Его музыку по определению можно отнести к авторской песне. Она непопулярна, критична и проста как аранжировкой, так и лирикой. На постоянной основе мало кто станет слушать эти песни, но они и были изначально предназначены для узкого круга слушателей. В песнях Елизаров часто использует нецензурную брань, критикует всё, что только можно критиковать, но зато из раза в раз выдаёт такие фразы, которые вполне могут когда-нибудь стать его знаменитыми афоризмами.

Источник: https://www.elizarov.club/photos

Начало творческой деятельности

В университете будущий писатель учился на филологическом факультете и в то же время успел отслужить в армии. С 2001 года до 2003 ему довелось пожить в Ганновере, где он учился в киношколе на телережиссёра, а следующие четыре года он прожил в Берлине. Вот, что писатель рассказал в интервью журналу «Собака» о своей жизни в европейской стране: “Европа – это жесткий либерально-фашистский мир, который не принимает частных мнений и требует большого компромисса в отношении к России, а я не могу с этим смириться. <…> На немецком языке издали «Ногти», <…>, и считается, что очень успешно: я получил все мыслимые в Германии литературные гранты, было продано несколько тиражей. Для эмигранта, который не хаял свою отчизну, это достижение.”

Елизаров родился в УССР в 1973 году и уже не раз обращался к Советскому Союзу в своих произведениях. Тот же самый «Библиотекарь» строится на антиутопических реалиях постсоветского пространства, где достояние неизвестного советского писателя Громова становится магическим артефактом, за право обладать которым идёт настоящая война. По задумке автора, после распада СССР что-то пошло не так и эти книги стали чем-то вроде культовых объектов, имеющих силы, которые мы привыкли видеть в образах философского камня, живой воды и т.п. Очень специфический для российского книгоиздательства сюжет, однако он нашёл отклик среди читателей и даже обрёл приличное количество фанатов. И всё же автор слишком часто обращается к эпохе СССР. Во время прочтения вы не раз будете видеть цитаты наподобие этой: “Повзрослевший, я любил Союз не за то, каким он был, а за то, каким он мог стать, если бы по-другому сложились обстоятельства.”

Источник: https://www.prodalit.ru/p/862fd854aa1c46feb3d5d1effa8931a9

Безусловно, самое известное детище писателя подверглось ожесточенной критике. Одни хвалили его работу, другие хулили, а третьи считали книгу “проходной”, то есть подверженной скорому забвению. После вручения одной из самых знаковых для библиографии Елизарова наград «Русский букер» количество критики только усилилось, а дискуссии приобрели ещё более контрастный характер. Стоит заметить, что, по мнению некоторых читателей, «Библиотекарь» получился похож на экшен или даже боевик с большим количеством батальных сцен. Однако именно этот фактор способствовал популярности экранизации: в большинстве своём, сериал цепляет именно качественной картинкой и сценами битв, а уже потом самим сценарием, который, кстати, во многом отличается от сюжета книги. Что примечательно, сам Елизаров никакого участия в создании сериала не принимал и, более того, на обсуждении сериала и своего нового сборника на ММКЯ* никакой (и уж тем более позитивной) оценки экранизации не дал.

*ММКЯ — Московская международная книжная ярмарка.

Елизаров сейчас

Затем писатель после долгого перерыва от литературной деятельности в 2019 году издал большой роман «Земля», в котором рассуждал на тему «философии русской смерти». Книга, как и все остальные работы автора, получила полярные отзывы (что не удивительно). Одних критиков смутила философия романа и «романтизация» смерти, других — незавершённость, третьих — многословность. Но, несмотря на все “шероховатости”, роман стал лауреатом премии «Национальный бестселлер». Примечательно, что даже в этом произведении Елизаров не обошел СССР: действия романа происходят именно в позднем Советском союзе и на постсоветском пространстве России.

Михаил Елизаров позирует с романом «Земля», 2019 год.
Источник: https://www.elizarov.club/photos

В писательстве Михаил Елизаров стремительно развивается, и это заметно по тому, как изменился его слог и манера повествования. Стоит отметить, что он уникальный писатель, одна из знаковых литературных персон XXI века, чьи произведения привлекают внимание читателей своей оригинальностью и глубиной. Его стиль письма отличается яркой художественной выразительностью, а работы характеризуются умением задумывать и разрабатывать сложные, иногда даже тяжёлые, но злободневные сюжеты. Он умело сочетает в своих произведениях философские и духовные темы, эстетику прошлого (в образе того же СССР) с повседневностью и реалиями современной жизни. Хотя в данный момент Елизаров углубился в музыкальную карьеру, гастролируя по городам с неизменной гитарой и образом некого барда из мира панков, к написанию книг он, безусловно, вернётся. Несмотря на критику его творчества современниками, Михаил Елизаров внёс большой вклад в литературную и музыкальную культуру и продолжает его вносить.