Monday, April 29th, 2024

«Простить нельзя закэнселить»

В какой момент справедливое порицание антисоциальных действий выходит за рамки нормальности и превращается в травлю?

Многие пользователи сети Интернет хоть раз встречались с понятием «новой этики», суть которого — закрепить в социуме современные нормы морали. Как любой социальный институт, новая этика обладает различными способами влияния на общественность. Одним из таких инструментов считается культура отмены (от англ. cancel culture), или кэнселинг, то есть порицание и удаление из медийного поля личности, что нарушает общепринятые нормы. 

Как возник кэнселинг

Культура отмены — феномен не новый. Провинившиеся люди подвергались подобному наказанию с момента возникновения общества. В истории были случаи остракизма в Древней Греции, а в средние века неугодных монархов отлучали от церкви.Тем не менее, лицо современного кэнселинга сильно отличается от того, что мы привыкли видеть  в учебниках истории, и прежде всего потому, что культура отмены перешла из реальной жизни в цифровую.

Термин «отмена» отсылает обывателя к популярному боевику девяностых «Нью-Джек-Сити», в котором один из главных героев применяет эту фразу по отношению к своей девушке. В 2009 рэпер Лил Уэйн использовал его фразу в треке «I’m single», тем самым дав ей новую жизнь. Людям в сети, в особенности пользователям Twitter, понравилось использовать отмену в юмористических постах, но со временем влияние кэнселинга увеличилось, у него появились реальные жертвы. 

Любой общественный феномен многогранен, поэтому важно помнить о случаях, где селебрити отменили справедливо, а где кэнселинг показал всю свою разрушительную силу. 

#METOO

www.shortpedia.com

Показательный случай, связанный с культурой отмены, – акция “Me too” с одноименным хэштегом. Широкую известность она получила в 2016-2017 годах, когда звезды стали делиться опытом сексуальных домогательств в поисках поддержки. 

Популяризацию движения вызвало заявление актрисы Эшли Джадд, в котором та обвинила кино-продюсера Харви Вайнштейна в харассменте (англ. сексуальные домогательства).

В знак солидарности тысячи интернет-пользователей начали создавать  посты о личном травмирующем опыте. 

Поднялся общественный резонанс, люди требовали наказать злодея по закону. Результатом акции стало то, что Харви Вайнштейн был осужден и приговорен к тридцати шести летнему тюремному сроку.

 Харви Вайнштейн / www.mentoday.ru

«Гарри Поттер» и культура отмены

Помимо ситуаций, в которых «отмена» медийной личности справедлива, интернет помнит немало спорных моментов, связанных с кэнселингом, где предание анафеме звезды граничило с настоящей травлей.

Джоан Роулинг / investvlg.ru

В начале 2020 года автор всемирно известной серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг оказалась в центре скандала. В одном из постов в Twitter писательница поделилась мнением, что в мире существует только два биологических пола: мужской и женский, а также неудачно пошутила на тему, цитата: «Людей, которые менструируют».

В результате нескольких опрометчивых постов писательница столкнулась с хейтом со стороны транс-сообщества, появился оскорбительный хэштег “#RIPJKRowling” (англ. покойся с миром, Дж.К. Роулинг). Травля вышла за рамки сети: люди закрашивали имя автора на книгах, выбрасывали произведения и сжигали их на камеру, отпечатки рук звезды в Эдинбурге обливали красной краской, символизирующей кровь.

medialeaks.ru

Пиком стало то, что автор «Гарри Поттера» лишилась права участвовать в юбилейном спешле, посвященном двадцатилетию франшизы, «Возвращение в Хогвартс».

После этого Роулинг опубликовала большое эссе, в котором объясняла свою точку зрения, и выложила разъясняющий ситуацию пост в Twitter, но репутации писательницы уже был нанесен серьезный урон.

«Я знаю многих транс-людей и люблю их, но размытие концепции биологического пола отбирает у многих людей возможность осмысленно обсуждать свою жизнь. Я говорю правду, а не пытаюсь кого-то оскорбить. Женщины вроде меня сочувствовали транс-людям десятилетиями, а также испытывали чувство родства, потому что они, как и женщины, уязвимы и страдают от мужского насилия. Поэтому идея о том, что женщины «ненавидят» транс-людей лишь потому, что считают, что биологический пол существует, — это вздор», — подчеркнула Роулинг.

Неоднозначность культуры отмены

Вопрос правильности отмены – тема частых дискуссий в сети. Безусловно, в большинстве случаев кэнселинг помогает достичь справедливости, как в случае с Вайнштейном. Однако зачастую наказание несоразмерно проступку, и пример Роулинг прекрасно иллюстрирует это. Даже спустя несколько лет женщину все еще обвиняют в трансфобии.

Отменяя медийную персону, аудитория становится своеобразным судьей и палачом в одном лице, поэтому важно учитывать, что каждый такой случай –  особенный. Всегда важно помнить, что маховик ненависти запустить гораздо проще, чем остановить его, когда тот уже раскручен. Бесспорно, медийные личности обязаны помнить о важности репутации и следить за актуальной повесткой. И все же право публики судить кого-то накладывает на нее обязанность быть объективной в своих суждениях и не ударяться из крайности в крайность.