Monday, May 20th, 2024

Печорин: человек-загадка или манипулятор

“Меня никто не понял” или про то, почему зло бывает так привлекательно

Григорий Печорин — один из самых ярких персонажей в истории русской литературы. Лермонтов изобразил в нем все пороки общества, но сделал это особенно красиво. У читателей складывается противоречивое отношение к герою. Нельзя полностью его обвинить или оправдать. На страницах “Героя нашего времени” перед нами предстает живой человек со своими проблемами, переживаниями и эмоциями.

Кадр из фильма “Герой нашего времени”. Режиссер Александр Котт. Россия, 2006 год.

Лермонтов в повествовании использует элементы психологизма, то есть описывает внутреннее состояние героя. Читателю открыты тайные мысли Печорина, его страхи, обиды и настоящие чувства. Автор добивается полного погружения в закрытый от всех мир персонажа с помощью необычной композиции. В произведении сюжет отличается от фабулы.

  • Сюжет – система событий и отношений между литературными героями в том порядке, который установил автор.
  • Фабула – система событий и развитие отношений между литературными героями в хронологической последовательности. 

Автор расположил повести так:

“Бэла” – “Максим Максимыч” – Предисловие к “Журналу Печорина” – “Тамань” – “Княжна Мери” – “Фаталист”

По хронологии будет правильно так:

“Тамань” – “Княжна Мери” – “Фаталист” – “Бэла” – “Максим Максимыч” – Предисловие к “Журналу Печорина”

Зачем это было нужно?

 По убеждению Лермонтова, соответствие хронологии не дает нам  возможности понять главного героя. Автор расположил главы так, чтобы читатель мог знакомиться с Печориным постепенно. Сначала мы узнаем о нем со слов Максим Максимыча, далее видим его глазами повествователя, а после оказываемся “внутри” Печорина. Это позволяет увидеть окружающий мир глазами героя-циника, прожигателя жизни. Лермонтов раскрывает его с разных сторон и не дает нам судить о характере Печорина только по рассказам других персонажей.

“Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”, – цитата из авторского предисловия.

Кадр из фильма “Герой нашего времени”. Режиссер Александр Котт. Россия, 2006 год.

Роман называется “Герой нашего времени”, что не соотносится с характеристикой Печорина. Какой же он герой, если не совершал никаких подвигов? Те, кто прочитал произведение, вероятнее назовут его “злодеем”. Но у слова “герой” есть два значения:

  • Герой – человек исключительной смелости и благородства, совершающий подвиги во имя великой цели.
  • Герой – центральный персонаж.

Именно второе определение использует Лермонтов в заглавии. Печорин – герой, потому что это вечный образ скучающего исключительного человека. Автор олицетворяет в нем все пороки своих современников, но роман не теряет актуальности и в наши дни. Почему же так происходит? Все просто: в каждом поколении есть свои Печорины. Их отличительные черты – это незаурядность, одиночество, скука и неумение найти своего места в жизни. Печорин относится к типу “лишнего человека”. Впервые мы встречаем такого героя в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. “Лишние люди” обладают определенными способностями, но не могут реализовать свои идеи из-за отсутствия перспектив. Они разочаровываются в собственной жизни и теряют смысл существования.

  • Лишний человек –  тип персонажей, сквозной образ в русской литературе, который был представлен в творчестве писателей XIX века (наиболее полно развился в 1850-х годах); его главная черта — «отчуждение от официальной России».
Кадр из фильма “Герой нашего времени”. Режиссер Александр Котт. Россия, 2006 год.

На протяжении всего романа Печорин от скуки совершает довольно противоречивые поступки. Крадет Бэлу, вмешивается в жизнь “честных контрабандистов”, стреляется на дуэли и влюбляет в себя княжну Мери. Печорин вторгается в жизни других людей и разрушает порядок, тем самым, он хочет внести краски в свое собственное существование и находит ненадолго смыслы и цели. При этом, когда он получает желаемое, то также разочаровывается и теряет интерес. Это случилось с Бэлой, которую Печорин буквально сделал своей вещью, вскоре заскучав и бросив её. От той же скуки герой старательно влюбляет в себя княжну Мери, которая вообще была ему не нужна. Он “привязал” ее к себе из интереса. Часто в поведении Печорина можно заметить различные манипуляции. Он использует “эмоциональные качели”: то отдаляется от своей “жертвы”, то проявляет внимание. Печорина можно  назвать типичным нарциссом, который не способен на любовь и глубокие чувства. Все, что ему нужно – внимание. Сам герой утверждает, что он не всегда был таким. Под давлением общества Печорин сделался “нравственным калекой” и стал испытывать отчаяние.

“Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.”, – цитата Печорина

Кадр из фильма “Герой нашего времени”. Режиссер Александр Котт. Россия, 2006 год.

“Герой нашего времени” – роман, который точно заслуживает внимания читателей. Он построен на контрастах и противоречиях. Для каждого Печорин раскрывается по-разному, но неизменным остается то, что он никого не оставляет равнодушным.