Wednesday, April 24th, 2024

Международный день балета: Как создавалась история

2 октября ежегодно отмечают Международный день балета. Это день, когда самые известные балетные труппы проводят онлайн-трансляции о закулисье балета. Так давайте окунёмся в историю одной из самых известных постановок не только России, но и всего мира.

источник: https://vk.com/cultrf

В 1877 году в Большом театре был впервые поставлен спектакль «Лебединое озеро». С тех пор мировая история балета навсегда связана со сказкой Чайковского. Она ставилась в самых разных театрах, среди которых  Королевский балет Великобритании и Австралийский балет. Автора вдохновила поездка в Баварию, где он увидел замок Людовика Второго – Нойшванштайн. К слову, декорации к классическим постановкам до сих пор изображают готический замок в горах. В 1871 композитор написал одноактный детский балет, который затем, по заказу Московской дирекции Императорских театров, превратился в бессмертное произведение.

Чайковский по этому поводу писал так:

«Отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что… давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки

В истории балета партитура «Озера» стала революционной: ритмически удобная для танцев музыка, но на место простоватых мелодий и незатейливых танцевальных номеров пришли высокие поэтические обобщения, сквозные лирические темы – что впоследствии позволило по-новому подойти к созданию хореографии.

Сюжет до ужаса прост, однако даже в наше время не теряет своей актуальности: история трагической любви между красавицей-лебедем и молодым принцем, осквернённая «злым гением». Любовь, предательство, королевские интриги и живые образы перед глазами, грациозно выполняющие самые классические и сложные пируэты – предвосхищает, не так ли?

 «Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет. Окно с шумом распахивается, и на окне показывается белая лебедь с короной на голове. Принц с ужасом бросает руку своей новой подруги и, хватаясь за сердце, бежит вон из замка».

Московский академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича Данченко, 1953 год, Виолетта Бовт в главной роли, источник: https://www.culture.ru/s/lebedinoe_ozero/

Первая постановка 1877 года за авторством Рейзингера была неудачной и фактически провалилась. Спас балет сам же создатель: в 1895 году о партитуре вспомнили, желая почтить память Чайковского. За него взялись два самых известных балетмейстера Императорских театров: Мариус Петипа и Лев Иванов. Последний поставил знаменитые «лебединые» сцены на озере: «симфонические» картины сражения с судьбой, в образах, полных зачарованной красоты и элегической прелести. Хореограф придал сценическим лебедям облик, близкий к современному — без бутафорских крыльев с наклеенными перьями. Вместо этого он ввел «танцы рук». В балете появились дуэт Одетты и Зигфрида, знаменитый «Танец маленьких лебедей», герои посмертно уплывали на золотой ладье. Спектакль, основанный на теме лебедей-двойников, конфликте неискушенности с коварством и пробе души на верность, уходил в невиданные ранее в балете психологические глубины. В 1953 году в Москве появилась оригинальная версия, которую и сегодня можно увидеть на сцене Музыкального театра имени Станиславского. Нетронутым оставили акт с заколдованными лебедями на озере, все прочее — авторская работа В. Бурмейстера. Хореограф остановился на счастливой концовке (лебедь расколдован) и поставил своеобразное «вступление»: на наших глазах девушку превращают в птицу. В конце XX века на мировых сценах появились разные версии «Лебединого озера»: версии Ю. Григоровича, Р. Нуреева, Д. Ноймайера и других. В поисках новых смыслов хореографы отказывались от традиционного сюжета: волшебная сказка становилась отправной точкой для разного рода рефлексий на жгучие проблемы современности. Балет нередко ставился с помощью разных техник танца-модерн и так называемого «актуального танца».

источник: https://www.culture.ru/s/lebedinoe_ozero/

«Лебединое озеро» не просто выдержало проверку временем, но и стало легендой для мирового балета, меняясь и меняя сам балет и всё больше охватывая социальные и психологические проблемы. Это феномен, далеко выходящий за рамки простой театральности. Символ и модель. Образец для восторженного подражания и предмет громких споров.

«Это сложный, противоречивый балет с тяжелой технической и физической работой. Танцевать «Лебединое озеро» — значит уметь искусно перевоплощаться и иметь безупречное техническое мастерство. Пример для меня — Майя Плисецкая, которая никогда никого не копировала и имела свой собственный артистический почерк». – Лера Кончева, 12 лет, воспитанница 1/5 «А» класса Санкт-Петербургской академии танца Бориса Эйфмана.