Monday, May 6th, 2024

«Зарядка со стражем порядка»: краткое пособие о работе полиции

Источник: сайт «МВД.РФ»

Вторая суббота августа – это ежегодный праздник всех преподавателей физической культуры в РФ. Если эта информация стала для вас неким открытием, то вы давно не заходили на официальный сайт «МВД России». Где, если не там вы сможете прочесть более 10 статей о ежегодной акции «Зарядка со стражей порядка» в разных регионах нашей страны. Изучая раздел «новости», большинство нечасто наткнется на заголовки о достижениях сотрудников МВД или о важных преобразованиях в исполнительной ветви нашей власти. 

Источник: сайт «МВД.РФ»

Возможно, не хватает инфоповодов, а может редактор сайта решил, что мы должны стать самой спортивной нацией, потребляя информацию о Всероссийской физкультурной акции то в Тверской, то в Вологодской областях. 

Обесценивать работу не стоит, все же в этом большой плюс – сотрудники полиции заняты полезным делом. Во всяком случае, «категоризм» статьи объясняется личным опытом корреспондента «Таких.Медиа» Елизаветы Дегтеренко.

Источник: Takie.media

От автора:

Бюрократство, коррупция, непрофессионализм и «Улица разбитых фонарей», – кажется, первые ассоциации, которые возникают в голове у большинства граждан при упоминании полиции. Многие согласятся с тем, что в известном сериале работа правоохранительных органов явно приукрашена. С другой стороны – в этом и прелесть кинематографа, потому что он может перенести нас в мир «не реалий». 

Вспоминается недавний разговор с приятелем о работе полиции, который навел на некоторые размышления. В ходе диалога нам удалось прийти к общему мнению – дело не в системе, а в человеческом факторе. И вот, спустя несколько минут после начала беседы мы окунаемся в детство 16-летнего (на тот момент) подростка:

«Подъехали сотрудники полиции, прямо на детскую площадку и вышли не из служебной машины. Я попросил у них документы, они мне их, конечно же, предоставили, но вот в чем заключается человеческий фактор. Я стоял со своим одноклассником, мы покуривали, естественно, сигареты. И этот человеческий фактор доходит вообще до каких-то ультиматумов. Выходят два сотрудника полиции и говорят: «Слушайте, давайте с вами поиграем: один из вас садится в машину и едет в отделение, второй – уходит на занятия», – хотя курили оба. Конечно же я сел в машину, потому что я доброй души человек, поехал в отделение. Вот так меня первый раз и поймали. Тот мальчик утверждал, что расплакался, но, я так понимаю, что глаза от дыма заслезились за школьным двором». 

На первый взгляд, такая комично-несправедливая ситуация с правоохранительными органами могла произойти только у нас, но это не так. Обременять себя лишней работой не хотят и французские коллеги. Именно там сейчас и живет мой собеседник Михаил.

– Ты пока не на Родине. Бывали ли у тебя случаи столкновения с полицией за границей? Какое главное отличие в работе сотрудников ты увидел? 

– Я могу сказать, что в Европе полиция работает гораздо медленнее.

Однако также заинтересовала и душераздирающая история о катании по ночному Монако в нетрезвом состоянии:  

«Спустя какое-то время выяснилось, что никакого лишения прав не будет, а лишь штраф в 200 евро, с учетом того, что они варьируются от 500 до 1500 евро. Либо лишение прав на 3 года, без возможности возврата. Возможно, это из-за того, что больше гемора с иностранцами, возможно, из-за того, что человеческий фактор, никто не знает….То есть этот весь процесс растянулся на три и более месяца, на полгода даже, если не ошибаюсь». 

И если «наших» порой можно похвалить за скорость закрытия уголовных дел, то во французских полицейских отметили их «неподкупность».

Вступление: эпиграф

Говорят, что на свете есть 3 самые страшные вещи – голод, болезни и потеря телефона с банковскими картами. К счастью, первые две обошли автора стороной, однако, последняя «подкралась незаметно, как француз». Будучи человеком, ранее не обращавшимся к правоохранительным органам, я считала стереотипные насмешки об их работе всего лишь фарсом. 

Предисловие: начало трагикомедии

28 января поездка к бабушке за город с собакой в куртке с маленькими карманами – стала самой большой ошибкой в моей жизни. В этот день мой телефон, в чехле которого лежали банковские карты, выпал из кармана на станции МЦК Владыкино. Несмотря на громко играющую музыку в наушниках, потерю я обнаружила почти в ту же минуту, поднимаясь наверх. Но, если эскалатор неумолимо двигался все выше и выше, то громкость любимой песни лишь уменьшалась. Чуть позже соединение по Bluetooth и вовсе прервалось. Стало понятно, что сотовый находился на приличном расстоянии от меня. Перевернув весь рюкзак, и проверив карманы несколько раз, я убедилась, что от моего телефона остались лишь теплые воспоминания.

Главным звеном в этой истории выступает пенсионерка, которая подошла ко мне со словами: 

«Девушка, я видела вы там телефон обронили, он под лавкой, спускайтесь быстрее, пока его не забрали». 

Однако, прорвавшись сквозь толпу и подбежав к скамейке, телефона я, увы, не обнаружила.

Акт 1 – Отрицание: завязка

Паника. Кого она не охватила бы в этот момент? Рука так и тянулась к карману, где всегда грелся телефон, чтобы скорее позвонить родным или записать голосовые сообщения друзьям, рассказав, что на этот раз произошло. Однако в тот день я была не «у аппарата».

Зато порадовало другое, а именно – работа сотрудника МЦК, который дал позвонить со своего телефона и подключился к поиску сотового. Мы обошли всю станцию и заглянули под каждый угол, в надежде наткнуться на пропажу. Все же чувствовалась искренняя заинтересованность в помощи и профессионализм. Посмотреть камеры на месте невозможно лишь по одной причине – отсутствие оборудования. Поэтому сотрудник быстро скоординировал план действий, а именно: поехать на станцию МЦК Коптево в ближайшее отделение полиции, чтобы написать заявление.

Акт 2 – Гнев: конфликт

Выйдя на станции, я сразу же столкнулась с первой проблемой. Несмотря на мою любовь к прогулкам по историческим местам «златоглавой», местоположение полиции Окружной я, увы, не знала.

Никогда не думала, что когда-либо обращусь к стоящим полицейским около метро. Однако удивило меня другое. Двое сотрудников органов не вели душевные беседы о том, каким бензином лучше заправляться или, что новая «KIA Rio» нисколько не уступает «Mercedes-Benz AMG GT», да и запчастей на неё больше. Они просто стояли молча, наблюдая за общественным порядком.

Их работу тоже стоит отметить. Как настоящие полицейские, они решили «убить двух зайцев» сразу – развеять скуку и проводить меня до отделения, если я минут 30-40 подожду окончания их дежурства. 

Проговорили мы без остановки все 40 минут, пока ждали мужчину, потерявшего барсетку в вагоне поезда. Время пролетело быстро, и мы направились в полицию. Кажется, я никогда не чувствовала себя настолько защищенной. А как же, позади тебя идут два человека с оружием, которые попутно ловят взглядом подростков, курящих в неположенном месте.

Источник: «Don24.ru»

Акт 3 – Торг: кульминация

На часах было семь часов вечера, а я находилась в местном отделении МВД. 

На входе меня встретил несчастный «гость столицы», у которого полиция выявила просроченную регистрацию. К слову, забегая вперед, его ситуация разрешилась довольно быстро – штраф 5 тыс. рублей. Другому человеку повезло куда меньше. Я сразу обратила внимание на стоящие посередине помещения ботинки. Ему грозила депортация на родину, поэтому на некоторое время он обосновался в камере временного содержания.

На удивление, мое присутствие озарило всегда серьезные физиономии представителей правоохранительных органов. Кажется, все внимание на себя перетянула моя сонная собака (чихуахуа по кличке Липка), которая уже сладко похрапывала на руках. Показалось, что все присутствующие на несколько минут стали детьми. И молодые сержанты, и опытные «опера» взяли меня в кольцо и то и дело спрашивали о кличке собаки, можно ли погладить, а некоторые и вовсе начали увлекательный рассказ о своих питомцах. В любом случае, дам совет – захватите с собой по пути в полицию хотя бы уличного голубя, возможно, «злые полицейские» на самом-то деле слишком чувствительные внутри, и им не хватает погладить милое существо. В этом и заключается человеческий фактор.

Однако после моего рассказа о случившимся, все разом подключились к делу. Начали просматривать камеры на станции МЦК и вот мы уже нашли телефон. В какой-то момент даже стало не по себе от мысли, что все «на мушке». В повседневной жизни мы бы и не подумали никогда, что с момента выхода из вагона до прохода через турникет, нас ведут минимум четыре-пять камер. 

На видео отчетливо попал момент падения моего телефона и то, как некий мужчина средних лет аккуратно поднимает его, стараясь не привлекать к себе особого внимания. Работа сразу показалась мне слаженной. Не было и намека на эффект «спустя рукава» или русскую традицию «и так сойдет». Какая-то особенная и живая атмосфера царила в тот момент в отделении: начальник ругал сержанта за то, что тот потерял какие-то важные ключи, другие два полицейских поддерживали веселую беседу с тем самым мигрантом, еще три гладили собаку, а я пока расспрашивала у другого сотрудника о дальнейшей судьбе человека из камеры.

Акт 4 – Депрессия: развязка

Сказать, что это действительно было похоже на развязку трагикомедии – неоправданно. Скорее, история становилась только запутанней. Спустя несколько дней со мной перестали выходить на связь из полиции.

Совет, который я вынесла из этой истории: синхронизируйте свои «Apple» девайсы друг с другом и никогда не отключайте режим обнаружения телефона, в случае его пропажи. Именно благодаря нескончаемым транзакциям из разных магазинов, которые приходили мне на ноутбук в реальном времени, мне удалось составить портрет преступника. Особые приметы: любитель покушать здоровую и не очень пищу (почти половину средств на карте он потратил в ларьках с фермерскими продуктами и два раза посетил магазин «Пятерочка» – такое гастрономическое путешествие он совершил буквально за час), сердечник (в аптеке он приобрел «Кардиомагнил», наверно, распереживался, что не успеет потратить все деньги до того, как его найдут), ну и любитель табачных изделий (но тут уже «золотая карточка» перестала быть безлимитной и вместо блока сигарет, он приобрел всего несколько пачек). 

Далее, проведя логический анализ, а именно: аптека и табачный магазин, в котором он сделал последние покупки, находятся в одном жилом доме, то, следовательно, там и скрывалось «убежище» преступника. На следующий день я направилась в соседний район, где он приобрел сигареты. Эмоциональный рассказ о том, какая ситуация со мной приключилась помог мне заполучить нужные «улики». Молодой продавец провел меня к директору со словами:

«Так это была ваша зеленая карта? Я сразу заподозрил что-то неладное, но подумал, вдруг родственники дали попользоваться». 

Хозяин магазина спокойно предоставил мне видео с камер, после чего я сразу же отправила их в полицию. 

Только спустя два дня после обращения в МВД, сотрудник правоохранительных органов пригласил меня написать заявление о пропаже телефона. И вот здесь проявляется обратная сторона  работы полиции. 

Несмотря на неоднократные вопросы с моей стороны о том, когда же мне все-таки представится возможность его написать еще в день пропажи, внятного ответа так и не последовало. Спустя день мне стало понятно, что те добродушные сотрудники хотели побыстрее уйти домой, поэтому решили не заниматься бумажной работой, а «взять быка за рога» и создать видимость усердной деятельности. Так как полицейские в первый день обнаружили преступника, съездили в магазин и аптеку, посмотрели камеры, я не могу сказать, что вся работа была проделана халатно. Только вот на этом их активная деятельность завершилась. 

Однако мое желание как можно быстрее закрыть дело, указав в заявлении иную дату обращения, по просьбе сотрудника, успехом не увенчались. Несмотря на фразы от его коллег:

«Да тебе самой нужно в следователи идти. Видео очень важное!» – со мной вскоре распрощались, а на сообщения уже никто не отвечал.

Стало казаться, что о телефоне мне пора бы начать забывать, так же, как и о том, что что-то в этом деле прояснится.

Источник: мультфильм «Дядя Стёпа» 1939 г.

Акт 5 – Принятие: конец

Подождав две недели, я так и не получила официального приглашения на допрос к следователю, поэтому вновь пришлось взять инициативу в свои руки. Со слов женщины, я позволила себе просто вопиюще-непристойную дерзость и наглость, а именно – набралась смелости и позвонила ей на предоставленный номер.

В тот момент я во всех красках даже почувствовала на себе все высокомерие представителей «из органов». Создалось впечатление, что многие из них живут в «собственном мире», где исполнительная ветвь нашей власти – опора государства, а население страны видит в них надежду на справедливость и гуманность. 

В день защитника Отечества вместо того, чтобы думать, что подарить дедушке: носки или носки, я сижу на долгожданном допросе в ЛУ МВД РФ на станции Москва-Павелецкая. Диалог сразу же не задался. Женщина, по форме напоминающая эллипс, в начале восприняла меня как занозу в ее плотном графике успешной раскрываемости. 

И тут произошло самое неожиданное – откровенный и глубокий монолог от представителя правоохранительных органов.

– «Так это ****** вел твое дело? Эта тва** ленивая? Как же я его ненавижу. Давно хлопочу, чтобы его наконец-то вышвырнули из МВД (обращается к своему коллеге). Самый гнилой и пога*** сотрудник из всех, кого я знаю. Он же ничего не сделал по твоему делу, а то видео, которое ты принесла, выдал за свое, с пометкой, что добыл его в ходе следственных мероприятий».

Это так повеселило женщину, что она хохотала после последней фразы еще пять минут. Так ее заразительный смех заставил и меня поддаться веселью, царившем в кабинете. Не знаю почему, но даже в тот момент я все же не решилась выдать сотрудника, сказав, что обратилась в полицию на два дня позже пропажи, тем самым, ставя себя в неловкое положение. 

Заключение:

Время шло, а я все еще ждала ответа от следователя. Однако Питер – город, в котором сбываются мечты. Именно так я объяснила внезапный звонок в середине июня во время отпуска от другого следователя, наконец-то взявшегося за мое дело. 

После возвращения в Москву мне даже удалось с ним встретиться. К общению он мгновенно расположил одной фразой: 

«Мне стыдно, что благодаря халатной работе некоторых моих коллег, у общества складывается впечатление, что мы бесполезные», – как бальзам на душу.

За дело он взялся серьезно, пользуясь случаем, что его коллега ушла в отпуск. 

Забегая вперед, возможно, разобью надежды некоторых читателей на счастливый конец или хотя бы вменяемый финал. Спустя семь месяцев дело все еще находится в процессе, однако, во мне снова возрождается то, что исчезло, казалось бы, бесследно, а именно – надежда.