Tuesday, March 19th, 2024

«Вас, Штирлиц, попрошу остаться!»: рождение двух популярных шпионов кинематографа

В 2023 году есть две даты, связанные с историями о шпионах, которые навсегда останутся в сердцах и памяти фанатов. Это «Семнадцать мгновений весны» отечественного производства и «Джеймс Бонд» британского. 

Между этими двумя фильмами есть множество общего. Например, Татьяна Лиознова открыто рассказывала, что Штирлиц – альтернативная версия британского шпиона, но с некоторыми изменениями. В отличии от Джеймс Бонда, Штирлица не интересуют фактически женщины и он остается до конца предан своей семье. Бонд постоянно ищет какой-то опасности, экшена и напыщенности, в то время как советский разведчик делает все очень размеренно и спокойно, имея под рукой только пистолет и машину. Также оба фильма демонстрируют в ленте «врага», против которого борется система и государство. Люди ждут прихода того самого героя, который спасет не только их, но и всю страну. Эта идея спасения будет всегда в тренде, независимо от времени. Будет ли это послевоенный период или расцвет капиталистического мира. 

Источник: e-news.su

Сериал «Семнадцать мгновений весны» появился на экране 50 лет назад, в 1973 году, и покорил всех граждан Советского Союза. Несмотря на столь почтенный возраст для киноленты, сериал смотрится на одном дыхании даже в 21 веке.

Источник: dzeninfra.ru

Режиссер Татьяна Лиознова буквально требовала отдать ей право снимать экранизацию книги у Юлиана Семенова. Он продал его изначально студии «ЛенФильм». Но все же девушка оказалась убедительнее. Он отослал обратно деньги студии и передал сценарий Татьяне, которая принялась за его переписку. Из первоначальных двух серий по сценарию Семенова получилось целых 12 серий. Многие эпизоды дописала Татьяна, добавив романтики и чувств. Именно она придумала разговор Штирлица с женой. Изначально в сцену хотели добавить сына Штирлица, но Татьяна решила все оставить на женские сильнейшие чувства. Дитя могло бы перетянуть все внимание взрослых зрителей на себя.

В то время граждане уже вдоволь наслаждались цветным кинематографом. В 1973 вышел фильм «Иван Васильевич меняет профессию», где то, что сон – было яркое и цветное, а суровая реальность – черно-белая. Однако, режиссер Лиознова решила не пользоваться этим новшеством и сделала фильм черно-белым, потому что использовала местами исторические хроники. 

Источник: cdn.fishki.net

Многие не знают, но костюмы для «Семнадцать мгновений весны» шили строго под заказ, чтобы все сидело идеально. Вся одежда для героев занимала три вагона грузового поезда. Ни единую деталь не упускали из виду. Как-то раз актер Вячеслав Тихонов, сыгравший Штирлица, опаздывал на работу и вышел в своей нацистской форме из отеля прогуляться до съемочной площадки прямо по Берлину.  Жители стали негодовать. Немцы в семидесятые (уже после окончания войны) приняли актера за нациста, его чуть не забрали в полицию. Но все обошлось. Эта ситуация демонстрирует то, насколько хороши и правдоподобны костюмы. 

Не только зрители получали удовольствие от просмотра сериала, но и государство имело выгоду. Благодаря ленте «Семнадцать мгновений весны» снизился уровень преступности. Этот факт зафиксирован в документах милиции. Повторного показа не было, и люди намертво прилипали к телевизорам, чтобы не упустить ни одну серию про разведчика. Общество в безопасности и культурно просвящается. 

Источник: cinema.tvigle.ru

Но не только у «Штирлица» в этом году юбилей, его также празднует британский шпион, которого придумал Ян Флеминг. Первый Джеймс Бонд появился на 20 лет раньше, в 1953 году в романе «Казино Рояль». Слава пришла лишь со временем, сначала никто из продюсеров не видел прелести героя, который станет в будущем одной из самых значимых фигур в мире кино. Поэтому Флеминг, создатель Бонда, в отчаянии отдал права телекомпании CBS, которая включила в телесериал «Кульминация» эпизод о герое. Сейчас же существует 25 официальных фильмов (еще 2 неофицальных), а также толпы фанатов ждут выхода новых и новых частей.

Разные фильмы эпопеи «Бондианы» имеют различных сценаристов и режиссеров. Например, сценарий к боевику одной из частей «Живешь только дважды» написал человек, который создал волшебный мир книги «Чарли и шоколадная фабрика». Благодаря такой разношерстности и разным взглядам на историю, фильмы о Джеймс Бонде никогда не устареют. Поэтому картина всегда выглядит динамично, а разнообразные режиссеры только открывают новые горизонты истории и о шпионе. Даже писатель детских сказок сможет создать приключенческий фильм. 

Меняются не только режиссеры и сценаристы, но и сами актеры. Фильмы выходят уже более шестидесяти лет и приходится подыскивать новых актеров: молодых, подтянутых и сильных, как и требует того персонаж. За все время Джеймса Бонда сыграло шесть разных актеров. Это позволило выглядеть герою всегда антуражно и статно, ведь седой старик из-за возраста не сможет выполнять такие трюки. Можно было бы прибегнуть к дублерам, но это все выглядело бы просто нелепо. Новые актеры и их игра внушает доверие зрителю. 

Источник: showwallpaper.com

Например, Шон Коннери может похвастаться, что сыграл агента 007 ровно семь раз. Это довольно таки символично. Еще более ошеломляющий факт: режиссер взял легендарный номер 007 из автобусного маршрута, по которому постоянно ездил. Теперь же номер маршрута является значимым и одним из самых пафосных наборов цифр. Его часто используют богатые люди для номеров машин.

Источник: yandex.ru

Некоторые режиссеры и авторы Джеймс Бондов работали на правительство. Флеминг был британским разведчиком, а Солтцмэн работал в государственном департаменте США. Возможно именно поэтому их фильмы смотрятся столь правдоподобно, ведь они знакомы с системой изнутри. А для каждого режиссера очень важна насмотренность, у них это была еще и школа жизни. 

Что отечественный аналог Джеймса Бонда в лице Штирлеца, что западный – оба харизматичные люди чести, пускай и занимаются шпионажем в крупных размерах. Их мастерство точно не пропьешь. 

Когда люди смотрят на этих героев, то понимают, что нет предела человеческих возможностей и способностей. Искреннее восхищение вызывает и то, что истории не стареют с годами, а становятся «визитной карточкой».