Friday, April 26th, 2024

«Жестокие игры» современности: борьба за счастье через поколения

В 2023 году продолжается знакомство публики с дебютной постановкой нового художественного руководителя Театра имени Моссовета, Евгения Марчелли. Режиссер обновил «классический» репертуар театра необычной адаптацией одноименной пьесы Арбузова о цинизме молодежи и его причинах. Перед зрителями разворачивается история тотальной нелюбви в круговороте отношений «отцов и детей».
Спектакль «жестокие игры» очень кинематографичен. Перед зрителями, словно стоп-кадровые воспоминания, проносятся эпизоды из жизни героев. Сцены сменяются с резким щелчком затвора фотоаппарата. Все действие спектакля предстает как бы обрывками из кинопленки и проходит в обстановке фотостудии. В сценографии четко прослеживаются параллели жизнь – кино, люди – сами себе режиссеры.

Каждый человек сам решает, как прожить свою жизнь: замкнуться в себе от боли и обиды или пережить трагедию и двигаться дальше. Эта аксиома обыгрывается на примере жизней множества персонажей «Жестоких игр». Герои обладают разными характерами, но всех их объединяют одиночество, незакрытые гештальты из детства и борьба с самими собой.
Сюжет закручивается вокруг трех лучших друзей. Каждый день двое ребят с комфортом бесцельно зависают на квартире у третьего. Разочаровавшись в жизни, парни больше ничему не радуются и не удивляются. Их жизнь – бесцветное существование с тщетными попытками заполнить пустоту внутри.
Кай Леонидов в исполнении Мити Федорова – типичный мажор, в квартире которого разворачиваются события первой половины спектакля. Попытки родителей заменить любовь деньгами сделали героя холодным и циничным. Однако за маской апатии скрывается ранимая душа. Не случайно художник, словно безумный, все растирает по холсту яркие краски, которых лишена его жизнь.

Нил Кропалов и Антон Поспелов в разных составах отыгрывают роль второго друга – Никиты Лихачева. Обаятельный красавец и отличник старается преуспевать во всем просто «по привычке». Все его действия подсознательно направлены на привлечение внимания – того, чего герою не хватало в детстве.

Третий друг – Терентий. Иван Расторгуев сыграл в роли доброго молодого человека, который так и не смог простить отца-алкоголика за свое несчастное детство. Свою отдушину герой нашел в выступлениях в самодеятельности, где его «никто не перебивает». Сцена, когда Терентий исступленно читает Лермонтова в образе врубелевского демона, обнажает душевные раны героя. Персонаж невольно ассоциирует себя с «духом сомнения», который остался «один, как прежде, во вселенной без упованья и любви!»

Размеренную жизнь ребят нарушает главная героиня этой истории. На пороге квартиры Кая возникает 19-летняя Неля в воплощении Екатерины Девкиной. За свою недолгую жизнь девушка успела многое пережить и разочароваться в людях. Инфантильность, пестрые наряды – знакомая попытка обрести утерянные краски жизни. Однако за внешней безбашенностью и эксцентричностью скрывается маленькая девочка, которая еще верит в людей. И все же разгадать израненную душу сложно: действительно ли Неля полюбила Никиту или просто играла со своим «бубенчиком»?

В противовес взбалмошным персонажам задумывался таежный врач Миша Земцов в исполнении Антона Аносова. Его доброта, вера в лучшее заражают окружающих, в том числе Нелю. После встречи с Мишей девушка снова поверила в людей. Однако «розовые очки» героини разобьются, когда она не обнаружит семейного счастья и тепла в доме Миши.

Миша всей душой любил свою жену Машу Земцову, женщину намного его старше. Маша выросла в детдоме, не зная родительской любви, поэтому в приоритете у нее карьера, а не семья. Перед возможностью открыть новое месторождение нефти в доме геолога не удерживает ни любящий муж, ни новорожденная дочь.
Эпизодически на сцене появлялись и родители героев. Отец Терентия, готовый на все ради прощения сына, безразличный к проблемам пасынка отчим Кая и поздно раскаявшаяся мать Нели, муж которой при смерти, а дочь пропала без вести. Образы героев узнаваемы и показательны: родители тоже люди, и они совершают ошибки… С их появлением становятся ясны причины поступков представителей «потерянного поколения».

Продуманная история, отличный посыл и прекрасная актерская игра – безусловные достоинства спектакля. Увы, режиссерское решение постановки оказалось не таким удачным.
Знакомство зрителей с родителями главных героев получилось несвоевременным. Почти всю первую половину спектакля на сцене разыгрывались доведенные до гротеска нервные срывы, истерики и перепады настроения персонажей. Складывается впечатление, что герои – инфантильные и безответственные эгоисты, а ведут они себя так без всякого повода. Только после антракта вскрылись причины такого поведения.
Множество вопросов вызывает и огромное количество эротики в постановке. Достаточно трагичная сцена готовности Нели заплатить своим телом за ночлег превращается в комический стриптиз с раздеванием до нижнего белья. После таких действий сочувствовать героине даже после знакомства с ее прошлым становится весьма тяжело. Подобная пошлость для иллюстрации развращенности сломленной души совершенно излишняя.
Сумбурность и абстрактность повествования порой лишают зрителей понимания происходящего. Например, разговор Кая и Терентия на полуслове обрывает внезапное появление хора. На сцену выходят артисты в дождевых плащах и исполняют известный хит «All I need is your love tonight». Песня отражает не задуманную мысль «нет ничего страшнее одиночества в толпе», а упоение режиссера своей властью менять постановку так, как ему заблагорассудится.
«Звуковые эффекты» постановки заслуживают отдельного внимания. Бесконечное щелканье жвачки, чавканье, шуршание фантиками и дребезжащий храп Нели немилосердно действуют зрителям на нервы. Весь этот шум должен подчеркивать неуклонно растущее напряжение в отношениях героев. Однако он банально не дает сосредоточиться на смысле постановки, отдельных фраз, важных сцен.

Недостатки режиссуры сильно влияют на общее впечатление от спектакля. Однако сам сюжет постановки заставляет задуматься о том, что только человек решает, сломаться под психологическим бременем или дать себе еще один шанс на светлое будущее. А если в голову идут такие мысли, может в этом все же что-то есть.
В финале постановки Терентий наконец называет Константинова отцом, Маша забирает родную дочь домой, а Неля и Никита застывают в стоп-кадре. Остается надежда на то, что герои сделают правильный выбор: забудут обиды и пойдут навстречу своему счастью.

Фотографии: пресс-служба театра Моссовета, официальный сайт: https://mossoveta.ru/performance/Gestokie_igri/