Tuesday, June 25th, 2024

Срывы и выгорание: как сделать подготовку к ЕГЭ безопасной

Источник: pinterest.com

Каждый школьник сталкивается с различными проблемами в 11 классе: страдает от эмоционального напряжения, стресса, взаимоотношений с окружающими. Порой подросткам не хватает поддержки и напутственного слова, чтобы не потерять себя и не сдаваться при подготовке к экзаменам. 

Корреспонденту «Таких.медиа» удалось поговорить с психологом Анной Гаранской, которая дала несколько советам будущим выпускникам.

– Как Вы можете охарактеризовать эмоциональное состояние учеников 11 класса?

Что касается эмоционального состояние нынешних одиннадцатиклассников, я бы охарактеризовала его, как некая скрытая тревожность, потому что при внешней кажущейся беспечности, тревога у детей всё же присутствует. Впереди у ребят будет диагностика «уровня тревожности» , которая покажет реальную картину. 

– Что касается ЕГЭ, какие на Ваш взгляд положительные и отрицательные стороны есть у этого экзамена?

Положительной стороной является то, что к 11 классу дети приблизительно понимают, что их ждет и в каком формате. Существуют различные сборники, тренировочные варианты, благодаря которым они смогут проверить уровень своей подготовки. Ребята понимают, чего ждать и к чему готовиться, им предельно ясна структура экзамена.

Недостатки тоже есть. Существует человеческий фактор. На экзамене может случиться все что угодно. «Переклинит» человека и ему уже будет сложно справиться с заданиями. И, конечно же, отсутствие всякой помощи ученикам: тот же наводящий вопрос, жест, которые помог бы ребятам собраться и показать свои истинные знания, которые забылись ими из-за давления и стресса. 

– Что такое эмоциональное выгорание и как с ним справляться?

Эмоциональное выгорание – это такое состояние, когда ты не можешь осознать свою эмоцию и определить, почему ты ее испытываешь. Допустим, когда положено грустить, тебя тянет посмеяться. Это своего рода эмоциональный дисбаланс. 

Чтобы распознать эмоциональное выгорание и справиться с ним, лучше обратиться к специалисту, к тому же школьному психологу, если это ощущение приносит дискомфорт. Психолог поможет распознать, а на самом ли деле, это то самое эмоциональное выгорание. Если же у вас нет возможности связаться со школьным специалистом или же присутствует некое стеснение, существует множество горячих линий, позвонив на которые можно получить консультацию. 

В одиночку распознать ребенку, что именно с ним происходит невозможно, потому что, безусловно, велик риск самообмана.

– Перед предстоящим экзаменом ученики много волнуются, испытывают эмоциональное напряжение. Какие существуют метода борьбы со стрессом?

Есть огромное количество методик, но подбирать их нужно индивидуально. Кому-то помогут духовные практики, кому-то самоуспокоение, аутотренинг (средство психологической саморегуляции состояния), а кому-то поможет нарисовать веточку елки на черновике. Если же тревожность не достигает пика, то можно попробовать отвлекаться и самостоятельно «выдергивать» себя из этого состояния посредствам прогулок, просмотра фильмов, чтения книг или общения с семьей.  

– Отдых – это нормально. Как донести это до вечно трудящихся ребят, которые озабочены только поступлением?

Здесь получается следующая интересная история. С одной стороны, педагогический коллектив давит на учеников, чтобы они занимались и учились, родители также делают на этом большой упор. С другой стороны, есть желание детей, действительно, отдыхать. И на стыке этих явлений получается, что происходит деление всех одиннадцатиклассников. Кто-то проще к этому относится, успевают отдыхать, а кто-то с чрезмерным чувством ответственности и с воспаленным чувством вины не может позволить себе расслабиться. А даже если этот кто-то все же разрешит себе отдохнуть, сделать этого у него не получится. Таким образом, все происходит через осознание, в первом случае, и через консультацию со специалистом, если человека это тревожит и справиться он с этим не в силах, во втором случае. 

Может быть, имеет смысл попробовать технику тайм-менеджмента, научиться распределять свой день: сначала заниматься, а потом со спокойной душой отдыхать. Также следует внести в свой график. Но «ничего не делать» – это не означает сидеть в телефоне, а именно просто отключаться, отдыхать и не думать ни о чем. 

– Какие советы Вы можете дать ученикам 11 класса?

Прежде всего, осознать то, что экзамен – это неизбежная ситуация, которую надо пройти. Пройти ее можно по-разному и несколько раз. Если не получилось с первого, можно осознать свои ошибки, упущения, допущенные недочеты, понять, над чем стоит работать и пройти экзамен еще раз. 

Но ЕГЭ – не повод изводить себя. После экзамена все остаются живы. Ученики каким-то образом куда-нибудь пристраиваются. Главное понимать, если задаться целью, то можно ее достичь.

Например, существует такой тест, который помогает выявить типологию подготовки к экзаменам. Выделяется несколько типов, и в зависимости от типа, к которому ты относишься, тебе предлагается стратегия подготовки к экзамену. Это упрощает процесс подготовки.

Как психолог, я рекомендую обращаться к специалистам, не бояться этого делать. Тем более, что у любого школьного психолога в плане работы есть направление «работа по сопровождению выпускников». С ним уже можно пытаться вырабатывать стратегию подготовки, наиболее для вас удачную и удобную.

А главное, я советую, немножко полюбить себя и дать себе право быть разными. Мир еще не перевернулся от несданных экзаменов, один аттестат уже есть (за 9 класс) у одиннадцатиклассников, который в том числе дает право и на учебу в другом формате. Но все же для успешной сдачи стоит осознать свои возможности, особенности личностные, которые могут помочь при подготовке к экзамену, сильные свои стороны, слабые, над которыми также имеет смысл поработать и тогда все получится.

 Беседу вела Мария Коровицына.