Thursday, March 28th, 2024

«Щелкунчик» навсегда: Цискаридзе о новогодней премьере балета

Источник: kremlinpalace.org

9 декабря в пресс-центре ТАСС прошла встреча Николаем Цискаридзе с журналистами. Артист рассказал о премьерных показах балета «Щелкунчик», которые исполнят воспитанники Академии русского балета имени Вагановой. Эти постановки зрители смогут увидеть 20 и 21 декабря на сцене Государственного Кремлевского Дворца. Позже спектакли пройдут в Мариинском театре.

Изначально «Щелкунчик» ставился для детей, поэтому под новый год воспитанники балетных школ часто танцевали его на сцене. В этом году Вагановская школа вошла в государственную приоритетную программу 2030, что позволило заняться просветительской деятельностью среди молодежи и показать постановку балета на сцене Кремлевского дворца. 

В балете задействована вся школа от первого до выпускного класса. Младшим детям от 10-11, а старшим по 18 лет. В этом году телеканал «Культура» покажет спектакль не только по телевизору, но и в кинотеатрах, чтобы увеличить интерес молодого поколения и сделать искусство максимально доступным для всех регионов России. 

Источник: i.pinimg.com

Для Николая Цискаридзе, который танцевал главную партию в постановке 101 раз на сцене Большого театра, этот балет – самая большая мечта детства. Она исполнилась. До последнего сезона он исполнял эту роль в конце года 31 декабря и в начале 2 января. Юрий Николаевич Григорович всегда выделял его и приглашал на главную роль в зарубежных спектаклях. 

«Щелкунчик» самая новогодняя сказка во всем мире, ее сюжет никогда не надоедает зрителю. Многие готовы ходит на разные постановки балета, покупать книги, смотреть ледовые шоу. Но чем он так полюбился аудитории? Ответ прост. Под новый год все ждут чуда, волшебства. Именно этот балет вселяет надежду на хороший конец, исполнение мечты как большим, так и совсем юным зрителям.

Версия Вайнонена, по которой поставлен балет, классическая и самая главная в мире современной культуры театра. Но наиболее прекрасное скрыто в школьной интерпретации. Герои дети, как будто вырастают во сне. Они танцуют наивнее, аккуратнее и это выглядит сказочнее. Создается совсем другое, более правдоподобное ощущение праздника. 

Балет поставлен большим мастером, но как отмечает Цискаридзе, можно было бы поменять некоторые театральные эффекты, сделать их современнее. Но возможно изменения того не стоят. Ощущение старых спецэффектов в Мариинском театре, как антикварная вещь, которая передает атмосферу балета, хранит нашу культуру и историю.

Танец Принца
Источник: astoperahouse.ru

Благодаря большому опыту выступлений у Цискаридзе есть много наставлений для своих учеников. Самый главный совет для этого балета давал Григорович во времена юношеской карьеры Николая. Он передал его своим ученикам:

«Принц это сон, нереальный человек, каждое его движение должно быть плавным. Это самая сложная вещь. Все должно быть не касаясь земли, ни одного резкого движения, все должно перетекать, как во сне, сквозь в дымку. Сейчас почти никто не может исполнить это красиво».

Просветительская деятельность, которую несет балет, очень важна. Всегда людям нужно показывать очень хороший продукт, которым они насладятся. Например, Цискаридзе не очень доволен, что в нынешние времена в Большом театре идет большое количество спектаклей подряд. Это никогда не может быть представлено хорошо и качественно на 100 процентов. Для исполнения всех партий на высокий уровень важно давать отдых артистам и не ставить их в спектакли каждый день. «Щелкунчик» очень сложный балет, человек просто не успевает отдыхать, если он танцует в день по два спектакля. Таким образом, танцор не может выдать максимум к концу партии, ведь имитировать легкость и передавать образ к концу выступления становится в разы тяжелее.

«Без духовного наполнения Вы никогда не сможете это сделать. Если ты не являешься рабом чувства, то в танце не задышит ни почва, ни судьба», – говорит Николай Цискаридзе.

Источник: culture.ru

Многое в качестве танца зависит не только от ученика, но и от его педагога. То, как научит, настроит наставник во многом зависит впечатление зрителей и успех всего балета. Но и в искусстве, и в спорте от педагога требуется строгость, которая приведет к высоким результатам. 

«Чем с большей строгостью относишься с подопечным, тем больше хочешь из него получить. Важно помнить, когда передаешь свою роль, не нужно делать свою копию–не получится, будет только смешно и глупо. Я стараюсь использовать индивидуальность артиста, чтобы раскрыть его лучшие стороны, которые у всех разные», – такому правилу следует Цискаридзе, когда работает со своими подопечными.

Новое поколение детей обучить сложнее, во многом из-за современный технологий. Например, сейчас могут посмотреть бывшие выступления преподавателей, высмеять их ошибки, не выполнять те требования, которые просят учителя. Всегда может появится какое-то смешное видео педагога, ученики начинают смеяться и уважение, доверие пропадет. Работа наставника одна из самых сложных в мире. В связи с этим 2023 год объявлен годом педагога и наставника. 

Сегодня ни один современный театр не может жить без Чайковского, Прокофьева, Стравинского. «Щелкунчик» стал феноменом русской культуры. Важно помнить, по словам Цискаридзе, что искусство аполитично, оно не имеет национальности. Нация, возраст, пол есть только у персонажа, который рассказывает своим танцем историю нашего наследия.