Monday, April 22nd, 2024

Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых

«Портрет Ивана Морозова», К.А.Коровин
Фотография: Анастасия Пащенко

Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» проходит с 28 июня по 30 октября 2022 года в главном здании Пушкинского музея, на Волхонке 12. Экспозиция — плод долгих трудов братьев Морозовых — коллекции, которые состоят из работ русских и французских художников и скульпторов. Проект осуществляется при поддержке банка ВТБ. 

Немного истории: 

Михаил Морозов, старший сын владельца Тверской мануфактуры бумажных изделий, не пошел по стопам отца. Михаил выбрал иной путь: давал роскошные обеды в своем особняке, заводил знакомства со многими деятелями искусства и все больше начинал питать страсть к современной французской живописи. Так началась его меценатская деятельность. Купец превратил коллекционирование в мечту всей жизни. Он первым в России приобрел работы Винсента Ван Гога, Пьера Огюста Ренуара, Поля Гогена, Эдварда Мунка, Эдуарда Мане и Клода Моне. 

Иван Морозов, младший брат Михаила, занял должность председателя правления на отцовской мануфактуре, однако после смерти старшего брата перенял его увлечение и превратил коллекционирование в важнейшую цель, чтобы продолжить дело Михаила и после его смерти. Особняк на Пречистенке он перестроил в музей, продолжил изучать тенденции современного искусства и пополнять собственную экспозицию новыми работами.

Однако для посетителей усадьба Морозовых открылась лишь после революции, в конце 1918 года, в результате национализации, когда получила название Второго Музея новой западной живописи. Его наполнение представляло собой 181 работу иностранных и 407— русских мастеров. 

Об экспозиции:

Выставка на время объединила две коллекции Морозовых — русскую и французскую. Иван отличался от экспрессивного Михаила тем, что хотел сделать свою коллекцию идеальной, досконально продуманной. Каждая картина, каждый зал — у всего есть собственная история. Зритель увидит не только эксклюзивные работы (например, единственное, хранящееся в России полотно Эдварда Мунка), но и купчие на картины, истории их приобретения и справки о художниках. 

Экспозиция делится на несколько частей: 

  1. Импрессионизм. Начало

Толчком к созданию французской части коллекции Ивана Морозова смело можно считать первую покупку в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля. Импрессионизм был для него не просто страстью, а своеобразной миссией. Главными работами в его импрессионистской коллекции стали работы Клода Моне, как одного из основоположников этого направления. Художник открыл галерею нового искусства. Примечательна также и картина Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари». С её приобретением Морозов начал массово заказывать у импрессионистов портреты своих хороших знакомых,  членов семьи: себя, старшего брата, Мики и не только. Импрессионизм плотно вошел не только в коллекцию, но и в домашний быт Морозовых — так, в их личной библиотеке книги о Ренуаре начали появляться в переплетах на манер дамских журналов.

  1. Сезанн. Alter ego

Полотна Сезанна восхитили коллекционера на двух выставках 1904 и 1907 года на Осенних островах, которые организовал известный в то время торговец картинами Амбруаз Воллар.  С поры их посещения Морозов покупал именно те работы художника, которые видел на выставках Воллара. Примечательна фраза Ивана Абрамовича: «Я хочу видеть очень хорошего Сезанна». С этими словами он заходил в галерею с целью собрать все работы художника с начала его деятельности до последних полотен. Кстати, для завершающей коллекцию картины Сезанна «Голубой пейзаж» Морозов до последнего держал место на стене свободным и не занимал его другими работами.

  1. Пьер Боннар. Ансамбль вестибюля

Одной из главных работ выставки, можно сказать, ее символом, стал монументальный триптих Пьера Боннара на парадной лестнице. Морозов заказал его у художника специально для своей коллекции. Это — свидетельство особого отношения Ивана Абрамовича к Боннару. Любовь к его работам возникла у коллекционера на той же выставке в 1904 году. Всего Морозов собрал 3 панно и 9 картин художника.

  1. Дени. Музыкальный салон

Морис Дени привлек своими работами Морозова в Салоне независимых в 1906 году, и интерес привел коллекционера прямо в мастерскую художника в Сен-Жермен-ан-Ле. Там Иван Абрамович сделал Дени предложение оформить монументальными композициями Музыкальный салон, центральный зал особняка. Так, в сердце дома Морозова появился цикл Картин, посвященных мифу об Амуре и Психее. Внушительных размеров работа о возвышенной любви стала посвящением супруге коллекционера — Евдокии Сергеевне. «История Психеи» стала частью коллекции Морозова в 1908 году, к открытию Осеннего салона. К слову, Дени стал первым французским художником, который самостоятельно посетил выставку и высоко оценил труд Ивана Абрамовича. Именно по его совету Морозов впоследствии дополнил экспозицию заказными вазами, тремя картинами на мифологическую тему и «вставными» панно самого художника, а также скульптурами друга Дени — Аристида Майоля. 

  1. Ван Гог. Эмоции и история

Работы Винсента Ван Гога приобрели популярность через десять лет после смерти художника в 1890 году. Морозов увидел в картинах художника-самоучки важнейшую часть нового искусства. Его полотна Иван Абрамович выбирал с особой тщательностью. В поисках нужной ему картины Морозов посетил не одну европейскую столицу, пока не собрал идеальную в своем понимании коллекцию, однако одна картина, «Ночное кафе», впоследствии была продана в США. 

  1. Гоген. Медитация и экзотика

Морозов собрал 11 самых ярких работ этого «французского таитянина». Как и в случаях с другими художниками, коллекционер приобретал полотна по определенной тактике. Он выкупал картины раз в год-два, чаще всего именно у Амбруаза Воллара. Но притом только те, которые действительно ему нравились. «Морозовский» Гоген — мягкий, таинственный и изысканный. Каждая картина имеет подтекст, связанный с тоской о родине, а также определенную мистичность. Идиллия на полотнах обманчива, ведь в каждом кроется определенная аллегория: как в «Смерти дерева», «Чудесном источнике» или «Цветах Франции». 

Поль Гоген, «Женщина, держащая плод»
Фотография: Анастасия Пащенко
  1. Фовизм. Цвет и движение

Одной из первых в мире коллекций фовизма стала именно коллекция Ивана Морозова. Активно приобретать работы фовистов он начал еще в 1906 году. Так, в его галерее появились полотна Отона Фриеза, Мориса де Вламинка, Альбера Марке и, главное, Анри Матисса. Примечательно, что, обычно выжидавший год или два между приобретениями одной и той же тематики,  Морозов сделал исключение и порой заключал купчую на картины еще до их выставления на продажу и окончания выставок, на которых они представлялись. Также зритель собственными глазами сможет увидеть, что многие картины фовистов имеют одинаковую раму. 

8. Открытый финал

Здесь творчество Матисса раскрывается в полной мере. В этом зале хранится эксклюзивная работа Валентина Серова: портрет Морозова на фоне картины Матисса «Фрукты и бронза» — единственного полотна, которое Иван Абрамович получить не смог, так как другой русский коллекционер выкупил ее раньше. Картина разделяет две эпохи творчества Матисса — экспрессивные, яркие натюрморты и холодные, отстраненные полотна по типу «Марокканского триптиха». 

Примечательны работы Пабло Пикассо, первую из которых Морозов купил, не собираясь пополнять коллекцию полотнами этого художника. Однако впоследствии в галерее появились такие картины, как «Портрет Амбруаза Воллара», перед которым коллекционер не смог устоять из-за близких отношений с торговцем картинами, и «Девочка на шаре», которая стала настоящей сенсацией. 

Между  основными залами выставки можно ознакомиться и с другими работами: например, полными чувств и страстей скульптурами Огюста Родена или копиями античных статуй на различные тематики.

Нил. Римская копия втоpой половины I в. с александpийской скульптуpы эллинистического вpемени
Фотография: Анастасия Пащенко

В дополнение к выставке проходит образовательная программа. Гости музея смогут посетить дискуссии и лекции о семье Морозовых, её  жизни  и нюансах коллекционирования в XIX веке. Доступны как обычные (групповые и индивидуальные), так и тематические экскурсии по средам и четвергам. 

Билет на выставку можно приобрести на сайте Пушкинского музея. Проект участвует в программе «Пушкинская карта».