Tuesday, March 19th, 2024

Теряет ли актуальность классическое искусство? Интервью с Михаилом Сусловым

Источник: Пресс-служба выставки

23 июня в залах новой антикварной галереи «Старинные подарки» состоялось открытие первого тематического выставочного проекта «Царские подарки российских монархов». Посетители смогут увидеть уникальный мемориальный комод Екатерины Великой, парные родонитовые канделябры письменного гарнитура императрицы Марии Фёдоровны, редкие дворцовые и подносные вазы Императорского фарфорового завода, а также предметы искусства, выполненные по индивидуальным заказам монарших особ. Выставка пройдет до конца лета.

Нам удалось поговорить с основателем галереи и организатором выставки Михаилом Сусловым – известным петербургским антикваром, вице-президентом Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, а также Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга.

Источник: Пресс-служба выставки

Как вы приобрели любовь к коллекционированию антиквариата?

Интерес к предметам антиквариата появился еще в 1991 году: я начинал с декоративно-прикладного искусства, хорошо разбирался в мебели, при этом всегда любил живопись, но возможности ее покупать на тот момент не было. Уже в 1993 я открыл маленький отдельчик в магазине канцтоваров и изопродукции. Почему там? Потому что это был известный магазин, в котором продавали краски для художников и куда рекой стекались известные советские мастера. Там же были и материалы для реставрации, которые покупали люди, тесно связанные с искусством, например, ленинградские коллекционеры братья Ржевские – один из них был профессиональным реставратором, самостоятельно восстанавливающим найденные предметы. Магазин был местом встречи ленинградской богемы, людей, живущих искусством, собирателей, там, например, я познакомился с Соломоном Шустером. Постепенно я увлекся стеклом, очень любил и собирал фарфор и со временем сформировал серьезную коллекцию, с которой, правда, стал расставаться с рождением детей. Малыши бегали, один раз что-то упало, и я понял, что начинаю терять предметы искусства, а детей, как вы понимаете, остановиться нельзя. Я понял, что пришло время изменить свою жизнь, и потом меня не покидало увлечение живописью, которую я стал постепенно покупать.

Источник: Пресс-служба выставки

Каким образом Вы строите свою бизнес империю?

Я, например, никогда не любил мебель карельской березы, я просто знал, как с ней работать, продавал её успешно и дорого, это «коммерческие» предметы и, безусловно, редкие. В Петербурге карельскую березу очень любили – это то самое солнце, которого катастрофически не хватает. Но мне всегда было уютно в красном дереве. В моей коллекции есть жемчужины редко встречаемой русской наборной мебели XVIII века, подлинная мебель в стиле жакоб рубежа XVIII-XIХ столетий, которую крайне важно отличать от поздних повторов последней четверти XIХ века.

На мой взгляд, мебель создана не только для созерцания, но и для практического применения. Я всегда говорю своим клиентам: «Если вы не представляете себя в этой мебели, то не берите, это не ваше». Но нередко в интерьер покупают несколько прекрасных вещей, которыми никогда не пользуются, только любуются. Это распространено в Америке, я не раз видел такое в Лондоне. Чаще всего это витрина или горка, а вся остальная обстановка – мягкие диваны, кресла, что-то абсолютно удобное и комфортное. Но я люблю мебелью пользоваться.

Что такое «насмотренность» в области антиквариата?

Это визуальный и интеллектуальный опыт, который за 20 лет трансформировался в верность своим эстетическим предпочтениям. Я часто слышал, что классическое искусство теряет актуальность по сравнению с современным, минималистичным. Однако я, например, не могу жить в исключительно функциональных интерьерах: моя московская квартира аскетична, но если я нахожусь в ней неделю, то меня одолевает грусть, потому что в Санкт-Петербурге у меня дом полностью решен в стиле ампир.

Фотография: Ангелина Бржевская

Чем петербургские антиквары отличаются от московских?

Я уже давно живу на два города, очень люблю Москву, при этом не расстаюсь с Петербургом. Когда вы редко посещаете одну из столиц, то остро ощущаете разницу между городами, их ритмами, атмосферой. А когда вы два-три раза в неделю перемещаетесь между двумя столицами, то граница стирается.

Ваш любимый экспонат на выставке «Царские подарки российских монархов»?

Один из любимых и редчайших предметов – стол Императорского фарфорового завода второй половины 1850-х – 1860-х годов. Уникальность данного стола заключается в его фарфоровой ножке, собранной из трех отдельно сформованных частей, а также фарфоровой столешнице, украшенной блестяще исполненной росписью в виде роскошного венка цветов кисти Ф.И. Красовского, художника великой плеяды мастеров цветочной росписи ИФЗ. К сожалению, даже в собрании Государственного Эрмитажа нет столов со своим фарфоровым подстольем – все они имеют серьезные утраты и реставрацию. Наш стол тоже отреставрирован: еще в советский период ножка была восстановлена с использование даже не гипса, а клея. Реставраторам пришлось разбирать ее, потом заново собирать. Но самое главное – столешница в идеальном состоянии. Большая редкость встретить стол такого диаметра: если вы присмотритесь, то увидите, что поверхность стола неровная, потому что обжигать такого размера пласты технологически было крайне сложно. Более того, столешница просто стоит на подстолье, она не имеет отверстий, не крепится штырями, просто покоится на подстолье. Поэтому это единственный предмет, который я огородил.

Фотография: Ангелина Бржевская
Фотография: Ангелина Бржевская

Каким образом Вы приобретаете вещи и на сколько справедливы истории про петербургских старушек-владелиц несметных сокровищ?

Все истории интересные, не исключая историю этого столика: ко мне обратились владельцы и сказали, что уже 5 лет пытаются дождаться закупочной комиссии в трех музеях. Ждали-ждали, а потом позвонили и сказали: «Знаете, мы больше ждать ничего не будем». И я у них купил этот стол, лет 7-8 назад это было.

— Можно ли найти на питерских помойках настоящие произведения искусства?

До перестройки люди выбрасывали мебель, реже иконы. Как рассказывал Савва Васильевич Ямщиков, в деревнях могли стоять заколоченные дома, родственники говорили: «заходите, забирайте». А так все давно нашло своих владельцев, за редким исключением.

— Известно, что в Петербурге больше старинных вещей, чем в Москве, расскажите, пожалуйста, какую-нибудь историю?

Особого внимания заслуживают два комплекта парных ваз в виде античных ритонов или «рогов изобилия» из прозрачного бесцветного хрусталя с внутренним нацветом «золотой рубин», на примере которых можно проследить стилевые изменения стекла второй четверти XIX века. Первые ритоны на бронзовом основании выполнены в 1820-х годах в стиле ампир, вторые исполнены в 1840-х годах, украшены росписью серебром и золотом и стилистически относятся к периоду историзма. Знаете, чем примечательно стекло «золотой рубин»? В его состав входят наночастицы золота, окрашивающие стекло в различные оттенки, от розового до пурпурного цветов. В собрании галереи много предметов цветного стекла. Например, урановый комплект 1840-х годов, времени, тогда о вреде урана еще не знали.

У Вас стоит роскошный кабинет, совершенно дилетантский вопрос, зачем у него стекло?

Это неоклассический кабинет как раз карельской березы конца XIX – начала XX века. Тогда, как и сейчас, были сквозняки, а стекло, как и ширмы, выполняло защитную функцию. Здесь стекло родное, с фацетом.

Фотография: Ангелина Бржевская

Есть ли у Вас какие-то определенные правила построения коллекции?

Полагаю, что с течением времени в коллекциях предметы должны сменять друг друга также, как меняются сами коллекционеры – взрослеют, постоянно учатся. Я очень люблю стекло. У меня была большая коллекция французского стекла ар-нуво в стиле Галле с травлением. В галерее особого внимания заслуживает коллекция стекла «золотого века» русского декоративно-прикладного искусства – 1790-1830-х годов, а также цветное стекло периода историзма. Особое внимание хочу обратить на русскую хрустальную вазу с лилиями в стиле модерн Императорского стеклянного завода – это большая редкость, одна на тысячу. Но это только часть – еще три витрины стоят у меня дома.

Как Вам пришла в голову идея проводить интернет-аукцион, ведь Вы стали первым, кто организовал проведение торгов в 2015 году?

В 2015 году мы реализовали новый для России формат продаж с помощью классического английского аукциона, но с учетом современных технологий. Так появился «АртЛот24» – первый в России профессиональный интернет-аукцион искусств, задачей которого стало развитие электронной торговли в сфере искусства и антиквариата. На данный момент, когда количество аукционов превышает спрос на их услуги, я решил переформатировать аукцион в актуальную онлайн-галерею для удобства покупки и продажи предметов антиквариата.

Источник: Пресс-служба выставки

Есть ли у Вас план проведения лекций в галерее с участием искусствоведов и музейных экспертов?

Осенью в залах «Старинных подарков» я организую шикарную выставку, посвященную уникальной коллекции портретов, принадлежащих одному коллекционеру, которому я помогал формировать собрание. Очень многие произведения в прошлом принадлежали мне, другие я помогал ему приобретать. Полотна кисти Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова – первые имена, подлинные произведения искусства, многие полотна экспонировались на выставках ведущих российских музеев.

Беседу вела Ангелина Бржевская.