Wednesday, April 24th, 2024

Путешествие в театральном пространстве – от Станиславского до наших дней

Фотография: Ангелина Бржевская

Если вы думаете, что в музеях работают исключительно представительницы прекрасного пола, то вы ошибаетесь. Главный хранитель Музея МХАТ – Евгений Конюхов. Он умен, ироничен, интеллектуален и прекрасно ориентируется в истории театра. Евгений любезно согласился приоткрыть редакции «Таких медиа» дверь в театральный мир прошлого века.

Давайте объясним неискушенным читателям, кто такой главный хранитель в музее…

Главный хранитель – это человек, который организует работу подразделений музея, осуществляет учет и хранение музейных предметов. Он является связующим звеном между администрацией, экспозиционным и выставочным отделами и хранителями, обеспечивающими сохранность конкретной коллекции или фонда. На плечи главного хранителя возложено соблюдение законодательства в области музейного дела, контроль движения музейных предметов в пределах и за пределами музея, соблюдение температурно-влажностного режима, доступа к фондам, организация реставрационных работ, проведение сверок и проверок наличия музейных предметов и многое другое. Если сказать коротко, то главный хранитель – это тот человек, который ответственен за все то, что происходит с музейными предметами, или проще говоря – экспонатами. (прим. В музейном деле используется термин музейный предмет. Экспонат – реже, чаще всего в договорах для краткости)

– Спектакли МХТ – это часть культурного наследия, которое является в перспективе своего рода объектом музейного хранения. На какие спектакли Вы, как главный хранитель, ходите, и есть ли спектакли, на которых Вы просто обязаны присутствовать по долгу службы?

Вопрос, конечно, не совсем верно поставлен. Дело в том, что главный хранитель – должность музейная, а спектакль – явление театральное. Музей и театр – две совершенно самостоятельные юридические структуры. МХТ – это часть культурного наследия, а все, что с ними связано – может в последующем стать объектом внимания музея. Я могу пойти на любой спектакль в МХТ им. А. П. Чехова или МХАТ им. М. Горького, приобретя билет. Должность мне не дает права свободного посещения любой постановки. Однако, нашему музея повезло, что основным предметом изучения и сохранения является история Московского Художественного театра. Понимая это, МХТ им. А. П.Чехова приглашает иногда сотрудников музея на генеральные прогоны и предпремьерные показы. Спектакли из сегодняшнего репертуара или лишь готовящиеся к постановке рано или поздно будут сняты и войдут в историю. Именно поэтому важно увидеть спектакль, чтобы в последующем, когда музей будет получать от театра документы, бутафорию, костюмы, эскизы и т.д., смочь правильно их (прим. предметы) атрибутировать, описать и систематизировать.

Фотография: Ангелина Бржевская

– Обязан ли главный хранитель отсматривать спектакли, если во время их создания там были задействованы архивные записи?

Смотря о каких архивных материалах мы говорим. Если театр обращается в музей с просьбой предоставить, например, экземпляр пьесы, чтобы режиссер смог изучить то, как предыдущий режиссер работал с текстом, в этом случае стоит посмотреть спектакль, но это не обязательно. Обязательным является отслеживание случаев неприемлемого использования архивных материалов – например, без разрешения, их масштабная переработка, если мы говорим о цифровых копиях и т.д.

– Какие качества нужны для того, чтобы стать главным хранителем в 33 года?

Тут, скорее, какие качества необходимы, чтобы взяться за это дело. Прежде всего, важно быть:
– четким в ведении дел и организованным, так как музейный учет и хранение любят порядок;
– коммуникабельным, ведь главному хранителю часто приходится общаться по вопросам новых поступлений, организаций выставок, предоставлению информации по музейным предметам или архивных справок, для работы с коллегами; общение ежедневное и порой многочасовое;
– стрессоустойчивым;
– порядочным;
но главное, любящим то, что он делает и что хранит.

– На сайте музея написано, что в ваших фондах хранится 330 000 предметов. Но насколько это цифра неправдивая?

Цифра не неправдивая, она несколько устаревшая. На данный момент в фондах Музея МХАТ числится чуть более 340 000 предметов. Пожалуй, стоит обновить информацию на сайте.

– Каким из редких экспонатов вы как главный хранитель гордитесь больше всего?

Фотография: Ангелина Бржевская

Вы знаете, при всем желании я не смогу ответить на этот вопрос. Моя задача знать коллекцию музея вообще, в целом, знать каждый предмет из 340 000 нереально. Можно, конечно, выделить какие-то предметы, которые нравятся внешне или содержательно, но это будет не совсем правильно. Представьте себе, что вы держите в руках рукопись Константина Сергеевича Станиславского, в которой он обозначает некоторые моменты своей знаменитой системы актерской игры. Но тут перед Вами кладут еще с десяток рукописей. Вот тут-то и приходит осознание, что ценна рукопись в Ваших руках только в купе с другими, лежащими на столе, так как они представляют собой одно целое. Конечно, есть музейные предметы, которые безумно нравятся, это и костюмы, и макеты, и прекрасные живописные работы, но горжусь я все же всем собранием музея.

– Как пополняются фонды музея? Можете ли покупать экспонаты у частных лиц или получать их в дар?

Основным источником пополнения фонда является передача предметов из театра. Чаще всего это происходит после выведения спектакля из репертуара, тогда литературная часть передает в музей экземпляры пьес, из гардероба передают костюмы, из издательства – афиши, программы и т.д. Но достаточно часто к нам приходят частные лица, которые хотят передать в дар предметы, которые хранятся в семье. Этими частными лицами могут быть деятели театра, их родственники или же люди, которые в семье хранили предметы, связанные с Художественным театром.

– Известно, что в фонде множество платьев и костюмов актрис прошлого столетия, как они хранятся?

Конечно же, не только актрис, но и актеров. На данный момент фонд костюмов насчитывает около 900 единиц и охватывает период от первого спектакля 1898 года и до 2010-х годов. Костюмы хранятся в специальном фондохранилище, где поддерживается температурно-влажностный режим. Костюмы висят на вешалках, систематизированы по спектаклям.

– Какие условия хранения должны соблюдаться в архивах, чтобы экспонаты не разрушались?

Скорее, в фондохранилищах. Несмотря на то, что Музей МХАТ имеет большое количество архивных фондов, он не является архивом в чистом виде. Что же касается условий хранений, то они предписаны нам новыми Едиными правилами по учету и хранению музейных предметов. Условия хранения зависят от материалов, из которых сделаны музейные предметы. Бумага хранится при одних условиях, ткани и предметы декоративно-прикладного искусства – при других. Основными факторами являются температура, влажность и освещенность. Хранитель должен отслеживать эти параметры и делать все, чтобы не происходило серьезных скачков, так как это как раз и является самым губительным для музейного предмета.

Фотография: Ангелина Бржевская

– С писателями, чьи пьесы ставились на сцене, велась переписка. Чьи письма до сих пор хранятся в фонде музея?

В фондах Музея МХАТ хранятся письма М. Метерлинка, Г. Гауптмана, М.А. Булгакова, А.П. Чехова, А. М. Горького, Л.Н. Андреева, Вс.В. Иванова, С.Я. Маршака и т.д.

– Декорации и эскизы каких спектаклей хранятся в фонде?

На самом деле, легче сказать, эскизов каких спектаклей нет в коллекции нашего музея. Если открыть длинный перечень спектаклей Московского Художественного театра, то практически по всем спектаклям у нас есть эскизы. Бывает, что имеются эскизы только костюмов или только эскизы декораций. К спектаклям «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Анна Каренина», «Дни Турбиных» и т.д. имеются эскизы и декораций, и костюмов. Все зависит от конкретного спектакля.

– Как часто постановочная группа, разрабатывая новые костюмы и декорации, обращается к прошлым документам?

Это происходит достаточно редко. Обычно обращаются к архивным материалам, когда есть идея восстановления или же создания спектакля в классическом ключе.

– Если не секрет, как в музей попали мемуары Марии Германовой?

Архив М.Н. Германовой приходил в разное время и по частям. Изначально сравнительно небольшой архив был передан музею из театра, это было в 1950-е годы, остальное было передано частным лицом в 2000-е годы.

– На Сахалине проходила выставка, посвященная М.А. Булгакову, туда отправились те же экспонаты, которые были на выставке в Зелёном фойе в 2019, или же там экспонировалось что-то другое?

Нет, в Зеленом фойе выставка была посвящена творчеству М.А. Булгакова на сцене МХАТ. На Сахалине же выставка сконцентрировалась на истории создания одного из самых известных текстов русской литературы – романа «Мастер и Маргарита».

Фотография: Ангелина Бржевская

– Какова процедура получения архивных записей артистами?

Для всех посетителей нашего читального зала существуют единые правила. Необходимо обратиться в музей по электронной почте, по телефону или лично, указать необходимый материал или тему. Далее читатель, даже если он артист, приходит к нам, заполняет анкету читателя и требование, по которому хранители подбирают материал.

– Какая выставка в планах на ближайшее время?

В ближайшее время в Зеленом фойе МХТ им. А.П. Чехова должна пройти выставка Олега Черноуса, театрального фотографа, который запечатлевает сейчас все самые важные события для театра – сбор труппы перед началом сезона, юбилейные события, специальные театральные проекты, премьеры спектаклей. Идут обсуждения выставки театрального художника Ларисы Ломакиной, которая оформляла спектакли в период с 1999 по 2016 годы, а затем стала главным художником Театра на Малой Бронной. Также в планах выставки, посвященные Олегу Николаевичу Ефремову, Ирине Петровне Мирошниченко, постановке «Синяя птица» и многое другое.

Фотография: Ангелина Бржевская

– По какому принципу отбираются экспонаты для выставки?

Предметы для выставки подбираются исходя из её концепции. Чаще всего хранители фондов составляют списки предметов по теме, далее рабочая группа отсматривает все, понимает объем материалов и начинает работать уже над тем, как представить тему имеющимися музейными предметами, определяет, что может стать центром выставки и т.д. Иногда выставка формируется от частного к целому, когда хранители показывают сотрудникам выставочного отдела какой-то музейный предмет, рассказывают историю его бытования и этот предмет подсказывает структуру выставки и какие еще предметы нужны для раскрытия темы.

– Как выбирается тема выставки, и кто становится куратором?

Так как мы является государственным учреждением, то выставки планируются заранее. За несколько месяцев до Нового года начинают прорабатывать выставочный план на год. При планировании выставок учитывают памятные даты театра – дни рождения деятелей театра, юбилеи постановок и т.д. Иногда оговаривают совместные выставки с другими организациями. Куратором выставки может быть заведующий отделом развития, так и сотрудник выставочного отдела. Если же выставка совместная, то часто назначается куратор от той организации, которой принадлежит концепция выставки.

Фотография: Ангелина Бржевская

– На одной из экскурсий можно оказаться в грим-уборной театра, и как говорится в описание, «узнать о том, насколько скрупулезно прорабатывал грим Константин Сергеевич». Каким образом посетители понимают это?

Да, такая возможность имеется. В составе нашего музея имеется мемориальный кабинет Вл.И. Немировича-Данченко, который сохранился в своем первозданном виде, а также воссозданные грим-уборные К.С. Станиславского и О.Н. Ефремова. Как раз в грим-уборной Константина Сергеевича стоит его гримировальный столик с париком, пудреницей, коробочками с гримом, кистями. В Постоянной экспозиции можно увидеть результат гримирования – удивительные фотографии К.С. Станиславского в ролях, где, порой, он совсем неузнаваем.

– В постоянной экспозиции отображена история МХАТ с 1898 (то есть год его основания) и до смерти одного из основателей, Вл.И. Немировича-Данченко, — 1943. Почему на этом, скажем так, «конец истории»?

Да, к сожалению, наша постоянная экспозиция охватывает историю театра только в период 1898-1943 годов, то есть с момента организации театра и до смерти Вл.И. Немировича-Данченко. Почему так получилось? Есть несколько объяснений. Во-первых, данная экспозиция была создана после переезда, когда для нее было выделено меньшее пространство. В то время было решено показать золотой век МХАТ: его создание, труппу, выдающиеся постановки и актерские работы. В данный момент прорабатывается концепция новой экспозиции, которая бы охватывала историю МХАТ с 1898 года до окончания эпохи Олега Павловича Табакова. Надеемся, что эта концепция воплотится в жизнь.

– У музея МХТ есть читальный зал, что именно там можно почитать? И если вдруг нам захочется туда пойти, то какие требования к допуску в «святая святых»?

Скорее не почитать, а изучить или ознакомиться, так как в наш читальный зал приходят, чтобы проработать заказанные архивные материалы. Чтобы заниматься в нашем читальном зале, необходимо нам позвонить или написать на электронную почту. Если вы работаете в организации, например, институте или другом музее, то обычно направляется официальное письмо на имя директора с указанием темы или интересующего Вас материала, после чего мы будем ждать вас в нашем читальном зале.

Фотография: Ангелина Бржевская

– Известно, что театр принимал активное участие в культурной жизни города Ельца до революции, а его актёры и руководители часто и подолгу гостили в усадьбе Стаховичей в Пальне. Сохранились ли какие-то документы и мемуары о том времени?

Вопрос, конечно, сложный. У нас сохранился очень скромный архив А.А. Стаховича, в нем имеются воспоминания, но есть ли что-то по данной теме – затрудняюсь ответить. Вполне возможно, что в архивных фондах актеров могут быть дневниковые записи, где что-то упоминается на данную тему, или же в их переписке. Этот вопрос вполне тянет на научное исследование.

– Нина Заречная рвалась в Елец, а Мария Николаевна Ермолова заказала в кружевной мастерской Стаховичей невиданной красоты кардиган. Наверняка елецкие кружева покупали и актрисы МХТ, а костюмеры использовали их при создании нарядов. Есть ли подобные экземпляры в архивах музея и существуют какие-либо воспоминания о елецких кружевах?

Думаю, что актрисы вполне могли баловать себя роскошными платьями с елецкими кружевами. Но в наших фондах хранятся костюмы именно театральные, приобретенные или выполненные непосредственно для спектаклей, исключая костюмы к спектаклям «Царь Федор Иоаннович» и «Снегурочка». Их привозили из специально организованных экспедиций, а затем подгоняли под актеров. У нас есть личные платья Марии Петровны Лилиной, но есть ли в них елецкие кружева, ответить затрудняюсь. Подобным вопросом, насколько я знаю, никто не интересовался.

Фотография: Ангелина Бржевская

– Почему А.П. Чехов не считается одним из отцов основателей театра, хотя на занавесе парит чайка?

Основателями театра являются К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, которые были создателями нового подхода, концепции, как бы мы сейчас сказали, театра. Они продумали форму и содержание совсем нового по тем временам театра, его юридический статус, структуру, репертуар, внутренние правила и т.д. А.П. Чехов к этому не имел отношения, хотя благодаря хитрости С.Т. Морозова и стал на недолгое время пайщиком Товарищества Московского Художественно-Общедоступного театра. Антон Павлович вошел в историю МХАТ именно как драматург, чьи пьесы определили во многом начало нового театра.