В рамках XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии», МАММ представил нам сразу нескольких выставок, которые стоит посетить как жителям столицы, так и ее гостям, оказавшимся здесь проездом.
Мы входим в красивое здание по адресу Остоженка, 16. На входе нас сразу встречает охранник в классическом костюме, маске и перчатках. Нам измеряют температуру, предлагают средства индивидуальной защиты и направляют к кассам. Билет куплен заранее, ведь сейчас это можно сделать только онлайн. Мы произносим номер заказа, нам выдают его печатную версию, и мы проходим к первой выставке.

Глаза сразу начинают разбегаться. «Мимино», «Вам и не снилось» , «Самая обаятельная и привлекательная» — герои всех этих и многих других горячо любимых нами советских фильмов смотрят на нас с киноплакатов. В общей сложности стены первого зала обрамляют более ста таких работ. Интересно, что все это — дар одной питерской семьи коллекционеров МАММу.
Важно понимать, что эта выставка нужна не только для изучения киноплакатов, но и для внедрения в историю советского кино и всего СССР в принципе.
В следующих залах — выставка, посвященная индустриализации Италии в 1920-1960-х годах.
1: Джироламо Бомбелли. Предприятие Nicky Chini. Квартира Джона Ники Кини. Милан, 1949 © Collezioni ICCD, Roma
2. Ткацкая фабрика Giovanni Bassetti. Одна из самых известных итальянский ткацкий фабрик второй половины XX века.
Следующая же под названием — «Шанхай — Палм-Спрингс».
«В серии “Шанхай” Эрвин Олаф мастерски передает живую атмосферу и “пульсирующий” ритм жизни никогда не засыпающего мегаполиса, подчеркивая на этом фоне неизменно растущее одиночество своих героев, анонимно существующих среди огромного множества людей. Эту серию художник посвящает молодому поколению, пытающемуся обрести идентичность и найти баланс между традициями и современностью, бедностью и богатством», — сообщили сотрудники пресс-службы МАММ.
1. Эрвин Олаф. Банк. Из серии «Палм-Спрингс». 2018
2. Эрвин Олаф. Особняк Ду. Портрет 01. Из серии «Шанхай». 2017
Более всего нас впечатлил коридор, по стенам которого были развешаны видео-портреты. Проходя и изучая каждый в отдельности, понимаешь о тех базовых потребностях человека, о которых сейчас многие забывают: «Обними», «Прикоснись», «Помни».
Поднявшись на следующий этаж, мы совершенно неожиданно перенеслись в Великобританию 60 и 70-х годов. Такое разнообразие красок сразу напомнило рекламную кампанию GUCCI от 2020 года.
GUCCI 2020
1. Эдмунд Негеле. Центр отдыха «Батлинс Файли». Бильярдный зал. 1967—1972 © John Hinde Archive
2. Эдмунд Негеле. Центр отдыха «Батлинс Барри-Айленд». Центральная галерея. 1967—1972 © John Hinde Archive
Теперь нашему взору представлена выставка работ фотографа Билла Каннингема «Мода на подиумах и тротуарах». Такое обилие гламурной жизни в последний раз мы видели только на выставке «За кулисами» в галерее братьев Люмьер в далеком 2018.
Билл Каннингем. Ава Черри и Дэвид Боуи. Вечеринка премии Грэмми. 1 марта 1975. © Фонд Билла Каннингема, Предоставлено Галереей Брюса Сильверстайна, Нью-Йорк
«Эти фотографии помогают подробно проследить эволюцию модных течений и общественных настроений, отражавших политические события и культурные преобразования того времени. Обычные люди попадали в объектив Каннингема наравне со знаменитостями. Он с одинаковым удовольствием фотографировал стильных персонажей, выделявшихся из толпы на 57-й улице, и таких звезд, как Анна Винтур, Жаклин Кеннеди Онассис, Барбра Стрейзанд, Элизабет Тейлор, Джанни Версаче, Карл Лагерфельд, Лучано Паваротти, Михаил Барышников и многих других», — сообщили сотрудники пресс-службы МАММ.
Билл Каннингем. Карл Лагерфельд и Клаудия Шиффер. 1992. © Фонд Билла Каннингема, Предоставлено Галереей Брюса Сильверстайна, Нью-Йорк
Далее — выставка «Бестиарий» Франка Орвата и «Итон. Школа джентльменов» Сергея Мосесова и Анатола Слоуна. Последняя привлекла нас не только детальным изображением повседневной жизни молодых людей, но и их внешним видом. На стене также была приведена историческая справка о школьной форме: раньше она вводилась для поддержки сирот и малоимущих, теперь это — признак элиты.
1. Анатол Слоун. Мальчики идут на занятия. 2010. Цифровая печать. Предоставлено автором
2. Анатол Слоун. Студент во время экзамена на получение стипендии Ньюкасла. 2010. Цифровая печать. Предоставлено автором.
Пройдя все этажи и выставки, мы выдыхаем и удивляемся тому, как благодаря искусству можно побывать в совершенно разных странах, годах и пространствах. Благодаря ему же можно следить и находить особенности и в моде. Уставшие, но довольные, быстро спускаемся по лестничным проемам МАММа и выходим на одну из самых красивых улиц города. На сегодня наша культурно-модная прогулка окончена.