Friday, April 26th, 2024

Световые машины, шик и развлечения — в МАММ обновилась экспозиция

Фотография: Музей МАММ

В музее современного искусства МАММ обновилась экспозиция. Мы уже освещали масштабную биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2021». Раньше в ее рамках проходило только три выставки: «Crazy это сразу» Эмми Америки, «Режим тишины» Юлии Майоровой, «Одержимые успехом» Лорена Гринфилда и «Поток» Бориса Назаренко. 

Новые выставки пройдут в рамках того же фотофестиваля, однако будут посвящены иным темам. Принцип работы остается неизменным – отбираются только молодые и перспективные фотографы, некоторые из них, традиционно для МАММ – выходцы из школы Родченко. 

Одна из самых интересных экспозиций – «Световые машины» Коки Рамишвили. Название выставке дала серия фотографий, в которой Рамишвили исследует ключевые для его творчества темы движения, сопряженности времени и пространства, восприятия света. Это своего рода переосмысление жанра натюрморта. Важно освещение и пластические объемы. В коллекции много черно-белых снимков, которые кажутся «живыми» за счет грамотно расставленных теней. Тут видны отсылки и к традиционной для искусства теме «метаморфоз», как, например, в работе «Сияние», а также к неживой, современной, промышленной геометрии. Как говорит сам автор, он создавал свои «машины», обращаясь к наследию великих модернистов XX века, цитируя архитектурные элементы картин Джорджо де Кирико или скульптурные формы Константина Бранкузи.  

Для создания эффекта движения на фотографиях Рамишвили помещает геометрические объекты на специальные вращающиеся подставки. Затем использует прием длительной экспозиции и так подчеркивает трансформацию форм. Удивляет то, что даже используя современные, промышленные материалы, художник создает фотографии и на библейские мотивы – например, триптих «Эол» или серия «Сотворение».  

Еще одна знаменательная выставка для МАММ – «Мода на подиумах и тротуарах» Билла Каннингема. Это хроника пяти десятилетий элитарной и уличной моды Нью-Йорка. Масштабная и очень кропотливая работа, которая на данный момент насчитывает 150 снимков.  

Каннингем пристально следил за изменениями, происходившими в среде мегаполиса. На его снимках представлены три главные арены, где проявлялись новейшие тенденции моды: показы от-кутюр, вечеринки и, в первую очередь, улицы. Он фотографировал и стильных персонажей из толпы, и таких звезд, как Диана Вриланд, Анна Винтур, Жаклин Кеннеди Онассис, Барбра Стрейзанд, Элизабет Тейлор, Лайза Миннелли, Дэвид Боуи, Джанни Версаче, Карл Лагерфельд, и других. 

Приезд этой выставки в Россию – большая удача, так как это настоящий исторический памятник. Кэти Хорин, критик моды и контрибьютор The New York Times, писала: «Билл первым запечатлел женщин, которые отказались от каблуков и начали ходить на работу в кроссовках, показал возвращение широких костюмов 30—40-х, появление джинсов с низкой посадкой…» 

Билл Каннингем. Карл Лагерфельд и Клаудия Шиффер. 1992. © Фонд Билла Каннингема, Предоставлено Галереей Брюса Сильверстайна, Нью-Йорк 
Изображение выглядит как текст, человек, в позе

Автоматически созданное описание
Билл Каннингем. Ава Черри и Дэвид Боуи. Вечеринка премии Грэмми. 1 марта 1975. © Фонд Билла Каннингема, Предоставлено Галереей Брюса Сильверстайна, Нью-Йорк

Совсем другая подборка – выставка Эрвина Олафа «Шанхай – Палм-Спрингс». Это две серии работ фотографа. Художник исследует проблемы современной цивилизации и анализирует их последствия — одиночество, потерянность, разобщенность, неравенство. В «Шанхае» Эрвин Олаф мастерски передает «пульсирующий» ритм жизни никогда не засыпающего мегаполиса. Вместе с этим он обращает внимание на неизменно растущее одиночество своих героев, анонимно существующих среди огромного множества людей. В серии «Палм-Спрингс» также отражаются проблемы современной цивилизации. Автор демонстрирует огромную дистанцию между мечтой и реальностью, славным прошлым и безрадостным настоящим. Картины в духе 60-х резко контрастируют с грозовыми тучами и высохшей травой. 

Кульминацией выставки являются видео-портреты, присутствующие в каждой из серий, для которых Эрвин Олаф просит главных героев глядя в камеру напрямую обратиться к зрителю с просьбами, понятными и близкими каждому: «Люби меня!», «Услышь меня!», «Пойми меня!», «Прикоснись ко мне!» 

Четвертая экспозиция из новой выставки — «Здесь цель одна — доставить развлеченье». Это не работа одного автора, в проекте учувствуют фотографы студии Джона Хайнда: Эльмар Людвиг, Эдмунд Негеле, Дэвид Ноубл. Эти фото предназначались для создания открыток. На их производстве и специализировалась мастерская Хайнда. Гимн этих работ — «здесь цель одна — доставить развлеченье», цитата из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Она полностью характеризует колорит того времени. Цель работы студии Джона Хайнда – приукрасить существующую реальность. В процессе обработки фото частично раскрашивались вручную, например, одежде придавали более яркие цвета, а на небе дорисовывали облака. Это такая своеобразная «американская мечта», и на нее в исполнении фотографов Джона Хайнда, стоит посмотреть. 

Сейчас Московская Фотобиеннале только набирает обороты. Проходит фестиваль не только в МАММ. Сейчас часть экспозиции представлена и в главном выставочном зале страны – Манеже. Однако там представлены другие собрания и художники. Вход в оба пространства не очень дорогой, а также есть скидки для студентов.