Wednesday, April 24th, 2024

Английская готика, восточная экзотика и русский романтизм: Воронцовский дворец в Алупке

Фотография: Полина Киселева

Десятые-тридцатые годы девятнадцатого века считаются золотым веком русской культуры – эпохой романтизма. В Европе творят Дж. Г. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, в России — В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов. Герой того времени бежит от реальности, общества, в котором живет, и ищет свой идеал в единстве с природой и в прошедших эпохах. Потому экзотическая природа Крыма, средиземноморский климат и гористый рельеф притягивали к себе русских романтиков.

Михаил Семенович Воронцов, крестник Екатерины Второй, родился в семье английского дипломата, свое детство провел в Англии. В 1801 году в возрасте 19 лет вернулся в Россию и поступил на службу в чине поручика. Отличился на Кавказе, Шведской Померании и русско-турецких войнах. В Отечественную Войну 1812 года командовал дивизией в армии Багратиона, которая в Бородинском сражении обороняла Семеновские флеши. Там же был ранен в ногу. В 1814 году корпус Воронцова внес большой вклад во взятие Парижа. 

«Портрет Михаила Воронцова»
Луиза Дессеме, 1848

В Париже граф встретил свою будущую жену – Елизавету, дочь родовитого польского вельможи В. Г. Браницкого и Александры Энгельгардт, близкой подруги Екатерины Второй,  племянницы и любовницы светлейшего князя Потемкина.

В 1823 году Воронцов был назначен генерал-губернатором Новороссийского края, семья переехала в Одессу.  Двадцать с лишним лет Воронцов разводил виноградники для развития крымского виноделия, строил дороги, церкви, мечети, школы, заботился о собирании памятников древностей, рукописей и редкостей. Установил пароходное сообщение между Крымом и Одессой. 

Вид на гору Ай-Петри, Воронцовский дворец
Фотография: Полина Киселева

«Такие люди как Воронцов не должны довольствоваться успехами по службе, умножением власти: у них в предмете должна быть народная молва, всеобщая народная любовь, переходящая между соотечественниками из рода в род. Вот прочная собственность, которой никакая царская немилость лишить не может», — из «Записок» Филиппа Филипповича Вигеля, русского писателя, мемуариста. 

Идеи романтизма, любовь к ретроспективе и свои романтические идеалы граф воплотил в Воронцовском дворце, который расположил в малоизвестном татарском поселении Алупка в Крыму. Изначально планировали построить классическую виллу в итальянском стиле, в то время они были популярны в Европе, и она бы здорово сочеталась со средиземноморским колоритом Крыма. Уже началась подготовка к строительству, но в июне 1831 года Воронцов прислал распоряжение приостановить строительство и отправить планы и зарисовки местности в Англию, где он тогда находился. 

Проектирование дворца было поручено Эдварту Блору, королевскому архитектору, знатоку средневекового зодчества и другу Вальтера Скотта. Именно он последним участвовал в строительстве Букингемского дворца. Сам архитектор в Крыму ни разу не был, но по присланным наброскам и чертежам ему удалось точно вписать замок в природу местности: здание расположено так, что повторяет силуэт виднеющихся сзади гор.

Фотография: Полина Киселева

Воронцовский дворец стоит у подножья суровой и высокой горы Ай-Петри (Святой-Петр) на скалистом побережье Черного моря. Любовь к английской истории и культуре выразились в готическом стиле замка. На его территории гости ощущают себя героями одного из романов Вальтера Скотта: пять корпусов с оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены друг с другом множеством переходов, лестниц и двориков. 

Фотография: karta-krym.com

Впрочем, Воронцов также пожелал, чтобы в резиденции прозвучала и восточная тема, так как Крым еще долгое время оставался домом татарских народов. Архитектор учел это и создал удивительную рифму востока и запада. Сюжеты арабских сказок, только недавно переведенных на европейские языки, вдохновили на мавританский стиль южного фасада замка: он походит на дворец восточного хана. Южный вход расписан переплетением тюдоровского цветка и лотоса. Венчает его шестикратно повторенная надпись на арабском языке: «И нет победителя кроме Аллаха». Готические арки дворца переплетаются с мавританскими; дымоходы напоминают одновременно башенки соборов и минареты мечетей. 

Фотография: Полина Киселева

Елизавета Ксаверьевна, жена Воронцова, лично следила за оформлением интерьеров здания. В замке 150 комнат, в них так же английский стиль сочетается с восточными мотивами. Так, строгая и торжественная резная дубовая мебель в Парадной столовой соседствуют с убранством Китайского кабинета хозяйки, где стены отделаны тонкой рисовой циновкой и обшиты бисером и шелком. 

Еще до того, как был создан проект дворца, в Алупку был приглашен немецкий садовод-ботаник Карл Кебах. Он сразу же приступил к созданию парка. С разных уголков мира сюда завезли около 200 видов деревьев и кустарников. Парк спланирован по принципу амфитеатра и разделен прибрежным шоссе (Ялта – Симеиз) на Верхний и Нижний. Нижний парк украшен фонтанами, мраморными скульптурами, вазами и византийскими колоннами, что соответствует стилю итальянских садов эпохи Возрождения. Верхний парк отразил дух романтизма: искусственно созданные скалистые обломки, тенистые пруды, озера перемежаются с участками крымского леса и живописными цветочными полянами. 

Фотография: Полина Киселева

Территория дворца часто служила живописной сценой для кинематографистов. Здесь были сняты такие фильмы как «Алые паруса», «Обыкновенное чудо», «Гамлет», «Сердца трех» и другие. После революции дворец был национализирован, в 1921 году здесь создали  музей. Во время Великой Отечественной войны здание несколько раз находилось под угрозой взрыва, большая часть коллекции была утрачена.  В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. С 1956 года во дворце вновь заработал музей.