Wednesday, May 8th, 2024

Про колонию, перловку и извергов: интервью с преподавателем русского языка и литературы

Многие считают, что работать учителем легко и очень скучно: постоянно сидеть в душном кабинете, проверять нескончаемые работы учеников и ругаться на них за плохие оценки. На самом деле всё далеко не так. Мы взяли интервью у учителя русского языка и литературы Ольги Владимировны Фокиной, чтобы показать, насколько преподаватель может быть разносторонним и интересным человеком, и доказать, что профессия учителя – дело довольно сложное. 

Почему вы стали учителем? 

Это сложный вопрос, потому что я сама до сих пор не знаю, почему я стала учителем. Случайно получилось: я работала медсестрой в психоневрологическом диспансере, пошла вставать на учет в военкомат с целым пакетом документов и по дороге увидела объявление о том, что принимаются документы на заочное отделение факультета филологии и журналистики.  Это был последний день приема документов, а все нужные бумаги лежали у меня в сумке. Зашла из любопытства, сдала экзамены и осталась. А после окончания университета мне предложили остаться на кафедре, позднее пригласили параллельно преподавать в школе.

Расскажите смешной случай из истории преподавания

У меня каждый день происходит какой-то смешной случай, учёба – дело весёлое. У меня есть тетрадка, которая называется «Перловка». В сочинениях всегда можно найти “шедевры”.

У вас в статусе в социальной сети ВКонтакте написано: «старуха Извергиль, которая в свободное от чтения книг время преподаёт русский язык и литературу». Как эта фраза появилась? 

Это как раз из той самой «Перловки». Автор одного из сочинений искренне считал, что имя Изергиль образовано от слова «изверг». Эта фраза приклеилась ко мне. 

Какие ошибки были самыми забавными? 

В основном это грамматические и речевые ошибки. Ученики пытаются писать “красиво”, мёртвыми клишированными фразами. Возникает ощущение, что во время экзамена в них вселяется какой-то официально-деловой монстр, и это сложно изменить. Мне кажется, в этом есть вина ЕГЭ и Итогового сочинения. Ребята привыкли к шаблонам, сборникам готовых сочинений, многим легче списать, чем написать живую работу. 

Какое качество в своих учениках вы цените больше: амбициозность или организованность? 

Наверное, ни то, ни другое. Амбициозность и организованность, не подкрепленные другими качествами, довольно смешно выглядят. Если амбиции ограничиваются только желанием получить пятерки любой ценой — списать, украсть, прогулять контрольную, чтобы иметь высокий средний балл – это глупость. Мне симпатичны ребята, которые ценят знания и профессиональные качества больше, чем отметки. Более точное слово — осознанность, при этом человек понимает, что ему нужно, чтобы добиться цели, он хочет работать, и организованность ему точно в этом способствует. И это даёт хорошие результаты: в прошлом году были ученики, которые за год улучшили свои результаты ЕГЭ на 30-50 баллов, поступили в хорошие вузы. Мотивация очень важна, а еще ответственность за свои действия и порядочность, понимание того, что не все средства хороши для достижения цели. 

Вы работали учителем в колонии. Страшно ли было преподавать заключенным? 

Я преподавала в двух колониях: воспитательной, для мальчишек от 14 до 18 лет, и в колонии усиленного режима, в которой сидели взрослые. Страшно не было, было сложно, но каждый день я приходила с работы и понимала, что не зря провела это время. По-моему, это один из самых осмысленных периодов моей жизни. Руководители колонии, директор школы и учителя делали все возможное, чтобы подростки после освобождения не вернулись в зону, смогли получить образование и работу, не потеряли связь с семьями. Многие ребята старались учиться, потому что понимали, что они ближайшие годы проведут в колонии, а их ровесники за это время успеют окончить школу, получить высшее образование и завести семью. Нужно было наверстывать упущенное. Мне было легко работать с теми, кто пытался изменить свою жизнь, на уроках они хорошо работали, хотя ситуации разные были: кто-то в 15 лет научился читать, кто-то в 18 выучил алфавит. Мы радовались, когда узнавали, что после освобождения одни поступили в институт или училище, другие получили аттестаты, устроились на работу.

Было очень психологически сложно преподавать литературу. Как говорить о Достоевском с подростками, которые получили десять лет колонии за то, что они, развлекаясь, убивали людей? Как разговаривать с ребятами, жизненные истории которых страшнее, чем литературные? Как не фальшивить, говоря о сложных вещах? Как сделать так, чтобы ребята начали читать? Помню, как я радовалась, когда после уроков увидела ребят с книгами.

Вы очень разносторонний человек. Есть ли какая-то профессия, по который вы еще не работали, но очень хотели бы? 

У меня в жизни так получилось, что я никогда не искала работу, мне всё время звонили и приглашали: сначала стать ассистентом на родном факультете, затем заместителем декана факультета филологии и журналистики, после аспирантуры предложили работу в МПГУ и   Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, потом в школе и на факультете довузовской подготовки Высшей школы экономики. Первое образование у меня медицинское, я шесть лет проработала в психоневрологическом диспансере и никогда не мечтала стать учителем. Но я не жалею, что всё так сложилось. Я не знаю, с какой работы я в итоге уйду на пенсию, но, если мне еще откуда-то будут звонить, я всегда готова рассмотреть предложение.

Фотограф: Евгения Клименко