Friday, March 29th, 2024

Кандинский: о разложении атома, Вагнере и темно-синем оргáне

Василий Кандинский известен как создатель абстрактного искусства и автор теоретических статей о композиции, линии и цвете.

https://twitter.com/ytarabrina_81/status/1198873187347513344?s=20

Искусство настоящего времени могло бы пойти совсем по-другому, ведь изначально Кандинский не думал становиться художником, в университете он изучал политическую экономику и право. Сам Кандинский говорил, что одним из импульсов к занятию живописью послужило открытие делимости атома.

” Одна из самых важных преград на моем пути сама рушилась благодаря чисто научному событию. Это было разложение атома. Оно отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира. Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким. Я бы не удивился, если бы камень поднялся на воздух и растворился в нем.”

Василий Кандинсикий

Мир 30-летнего Кандинского перевернулся. Большое влияние на его творчество оказало и то, что он обладал способностью к синестезии.

Однажды, слушая Вагнера (у этого композитора, видимо, был особый талант влиять на художников), Василий сказал, что видит цвета. Музыка преобразуется в живопись. Подобное описывали Скрябин, Фальк и Рихтер. У Кандинского цвета звучали как музыкальные инструменты, например, тёмно-синий цвет звучал как орган. Позже он написал пьесу “Желтый звук”, с отдельной партитурой для цвета.

Картинки по запросу пьеса желтый звук
“Желтый звук”, Кандинский

Это сочетание цвета и музыки с легкостью постоянного движения нового, атомного, мира и определяют творчество Кандинского.

Свои абстрактные работы Василий Васильевич разделял на импрессии, то есть впечатления от внешней природы, импровизации – впечатления от внутренней природы, и композиции.

На выставке Третьяковки представлено одно из “Впечатлений от внутренней природы” – “Импровизация номер 7”. В ней всё движется. То ли к центру, то ли куда-то вдаль. Мотив движения очень характерен для Кандинского. В его фигуративных работах он воплощался в часто встречающемся всаднике, а в абстрактных же мы видим чистое движение, динамику. Цвет, использованный художником, был не локальный, а сложный, полученный переплетением разных оттенков. Можно представить, что в музыке эти мазки краски звучат как целый оркестр.

 Импровизация 7   Василий Кандинский
“Импровизация номер 7”, Василий Кандинский

Когда говоришь о Кандинском, невозможно не рассказать о его самой известной работе – “Композиции номер 7”. По Кандинскому композиция – самая сложная форма абстрактной живописи. Свои он делил на мелодические и симфонические. Первые – более простые. “Композицию номер 7” называют сотворением мира по Кандинскому. Всё полотно подчиняется форме треугольника, его даже можно очертить. Для художника вся духовная жизнь человека воплощалась в треугольнике.

Мы одновременно видим и макро-мир, и микро-мир: переливы цвета напоминают о космосе, а приглядевшись, можно увидеть в этих формах живых клетки.

“Композиция номер 7”, Василий Кандинский

Василий Кандинский не только создал абстрактное искусство (кстати, первая абстрактная акварель была создана в 1910 году). Он написал теоретические работы, которые до сих пор влияют и на современный дизайн, основал (вместе с Францем Марком) объединение Синий Всадник, стал одним из преподавателей Баухауса и поучаствовал в организации Музея Живописной Культуры (об этом вы можете почитать тут )

Мнения о Кандинском могут различаться, кто-то считает его работы не могут считаться искусством, а самого Кандинского – художником:

https://twitter.com/cep0v_mr/status/1197503040187711488?s=20

Другие считают только часть его работ хорошими:

https://twitter.com/WawolWuma/status/1197856133647613952?s=20

Третьи обожают художника и посвящают ему свои работы:

https://twitter.com/MockingBirdMan1/status/1199456627038064644?s=20

Однако бесспорно то, что без Василия Кандинского “великого духовника авангарда”, русская художественная культура имела бы совсем другой вид.