Буллинг наоборот, или как унижают учителей

За оскорбление педагогов в Казахстане будут наказывать: были введены штрафы за нарушение закона РК “О статусе педагога”.

Ни для кого секрет, что теперь одной из самых уязвимых рабочих групп считается профессия учитель. Многие учителя живут в постоянном напряжении из-за страха ошибиться, не так что-то сказать или сделать, в то время как перманентно находятся люди, желающие их “научить” работать.
Как защищаться педагогу?
Реальность такова, что школьному учителю буквально приходится противостоять неприятностям, наваливающимся на него со всех сторон.

С чем это связано? Причины такого явления
1. Угроза увольнения
Некоторые могут сказать, мол, если в школе настолько плохие условия, зачем там оставаться работать и нечего за нее держаться. Нельзя забывать, что многие учителя искренне любят профессию, свой предмет и детей, и это перевешивает все недостатки их работы.
К тому же, не так просто поменять сферу деятельности и обучиться с нуля, если стаж составляет 20-30 лет, если не больше, а быстро найти работу на бирже труда практически невозможно, особенно в маленьких городах.
Именно эти факторы вынуждают учителей держаться за свою работу и терпеть нападки окружающих.
2. Жалобы родителей
Раньше, в советские времена учитель считался незыблемым авторитетом для ребенка и для родителей.
Однако теперь все поменялось: родители приходят на встречи с учителями с включенным диктофоном и видеокамерой в телефоне.
Некоторые родители не стыдятся следить за педагогами в социальных сетях. Стоит только сделать неверный шаг или сказать “что-то не то” – полетят возмущенные письма другим родителям, школьной администрации, в департамент образования, а учителю гарантированы неприятности, лишение премии или даже увольнение.
3. Сами ученики
С каждым годом наладить дисциплину в классе становится все сложнее: дети копируют поведение родителей, также не уважающих учителей, игнорируют замечания, парируют фразой «А вы не имеете права ставить двойку/ выгонять с урока/ спрашивать что-либо по предмету т. д.!», провоцируют учителей, записывая их на диктофон или камеру.
В интернете полно роликов, где сами дети издеваются над учителями.
4. Постоянные проверки
Про педагогов не забывают и в плане постоянных аккредитаций, проверок. На данный момент учитель практически не имеет свободного времени: после проверки тетрадей и подготовки к урокам следует заполнение всевозможных документов, подготовка докладов и составление отчетов – все это в бумажном или электронном виде. Своевременное оформление документации жестко контролируется чиновниками из местных департаментов образования.
5. Бесправие перед школьной администрацией
Учителя постоянно ощущает бесправие перед руководством в образовательных организациях. Им постоянно приходится выполнять дополнительные неоплачиваемые поручения в свое личное время, собственными силами: делать ремонт в кабинете на свои личные деньги, покупать учебные пособия, часами сидеть на совещаниях.
Все это ради того, чтобы не потерять рабочее место и любимую профессию.
Что делать?
Использовать против оппонентов их же тактику
Как мы уже выяснили, родители школьников любят пожаловаться на “провинившихся” учителей в социальных сетях. Частные случаи становятся достоянием мира, что достаточно сильно отражается на ситуации в сфере образования.
Почему бы учителям не поступать аналогично? Вместо того, чтобы отвечать на несправедливые обвинения в кабинете директора, учитель, как и родитель, может ответить на это публично, в интернете. Вспомним флешмоб «Учителя тоже люди», участниц которого заметили даже в Великобритании.
Если о какой-либо неправомерной ситуации будут знать множество людей, то рано или поздно справедливость восторжествует.
Восстановление справедливости через суд
Перспектива судебных тяжб не вызывает оптимизма: всё ещё остаются сильными стереотипы о бумажной волоките при рассмотрении дел, лишней бюрократии и коррумпированности служителей закона.
Однако учитель, чьи права были нарушены, должен быть силен, последователен и настойчив. На самом деле подать судебный иск и добиться его рассмотрения не так сложно, как кажется.
Да и дорогостоящие услуги адвоката требуются далеко не всегда. В судебном процессе истец часто способен защитить себя сам.

Однако случается так, что учитель не может защититься сам. Тогда в этом нелёгком деле ему помогает обращение в профсоюзную организацию, которая есть почти в каждой школе.
Существуют более крупные организации, действующие в масштабах страны: межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» (входит в Конфедерацию труда России), Общероссийский Профсоюз работников народного образования и науки (входит в Федерацию независимых профсоюзов России).
Профсоюз непосредственно участвует в составлении коллективного трудового договора, даёт гарантию педагогам, что их права будут защищены, оказывает бесплатную юридическую помощь в решении социальных и трудовых вопросов, поддержку при рассмотрении индивидуального трудового спора, защиту от противоправного увольнения.
Именно сюда учитель может и должен обращаться в случае превышения полномочий директором школы, ухудшения условий труда, при несправедливом распределении учебных часов или компенсационных выплат.
Форумы полнятся высказываниями учителей, которые говорят, что не видят пользы от профсоюзов, не верят в справедливость судов, а о социальных сетях слышат только в теории.
Другие учителя резонно возражают, что проблема не в бессилии профсоюзов и нечестности судов, а в бездействии педагогов, которые жалуются коллегам на несправедливое отношение, но не пытаются решать проблемы.

Нельзя забывать, что только активность, обращения учителей и поднятие такой важной темы поможет совладать с нынешней ситуацией.
Елена Собкова.