Tuesday, April 16th, 2024

«Бешеные деньги»: жизнь в долг или по средствам

В 2023 году отмечается 200-летие со дня рождения русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского. Его произведения – основа классического театрального репертуара в России. К пьесам драматурга не раз обращался и театр Сатиры. В истории последнего особое место занимает островская комедия «Бешеные деньги».

Впервые «Бешеные деньги» ввел в репертуар театра заслуженный артист РСФСР и режиссер Андрей Миронов еще в 1981 году. Постановка пользовалась неизменным успехом у зрителей в течение 25 лет, но после наступили годы перерыва. В 2013 году артист и режиссер Андрей Зенин восстановил мироновскую версию спектакля. В этом году постановке исполняется ровно 10 лет со дня возвращения на сцену. Тем не менее история о круговороте расчета и долгов в непростых отношениях светской львицы и провинциального предпринимателя актуальна до сих пор. 

Режиссер проделал огромную работу над интерпретацией произведения. Пьеса не зацикливается на сюжетных нюансах вроде поиска выгодной партии в череде богатых любовников или безделии молодого поколения. Андрей Зенин точно улавливает идею Островского – обличение нечестного обогащения и непомерной траты денег. Правильные композиционные решения мизансцен позволяют зрителю с ходу уловить главную мысль спектакля.  

«Деньги, деньги! Всюду деньги, господа! А без денег жизнь плохая, не годится никуда!» – строчками из известного романса «Соколовский хор у «Яра»» открывается представление. Импровизированный хор из героев пьесы напевает отрывок романса, словно представляя свой девиз. В современном героям обществе происходит подмена цели средством. Деньги больше не играют вспомогательной роли, они заменяют собой смысл жизни.  

undefined
Лидия Юрьевна Чебоксарова (на скамье)

Квинтэссенцию расточительства воплощает Анастасия Микишова в образе Лидии Юрьевны Чебоксаровой, избалованной светской львицы. Девушка легкомысленна до крайности и наивна до жестокости. В сцене, когда мать героини признается в разорении их семьи, Лидия недоуменно восклицает: «Зачем вы навязываете мне свою заботу? <…> Я не знала, не чувствовала нужды и не хочу знать» Героиня не ощущает ответственности за растраты, она убеждена: на ее хотелки всегда будут средства. Бережливость и экономия для Лидии – «жалкий, мещанский, копеечный расчет». 

Несмотря на капризы девушки, ее честная и решительная натура подкупает зрителя. Героиня прямо говорит о том, что бедность для нее – главный порок. Она всеми силами старается сохранить комфортную и беззаботную жизнь. Правда, ради денег Лидия забывает все приличия и заигрывает с толпой ухажеров. Однако для девушки не все еще потеряно. В финале Лидия переступает через себя и соглашается на необычную деловую сделку с мужем.

Ветреное поведение героини достойно порицания, он она сама не вызывает неприязни. Грациозность жестов и повышенный, но не истерический тон Лидии даже невольно восхищают зрителей. Все дело в том, что Анастасия Микишова создала достаточно убедительный образ взбалмошной девушки из дворянской семьи. Происхождение Лидии объясняет ее избалованный характер: роскошью девочку осыпала ее мать – московская барыня, сама никогда не знавшая нужды. 

undefined
Надежда Антоновна Чебоксарова с Васильковым

Роль матери Лидии, Надежды Антоновны Чебоксаровой, исполнила Ольга Суркова. В ее образе гармонично сочетаются властность настоящей барыни, искренняя любовь матери и житейская мудрость женщины. «Состояние можно получить по наследству или, если повезет, в карты выиграть» – других способов заработка для Надежды Антоновны не существует. По своему образу и подобию женщина вырастила и Лидию. Барыня сполна пожинает плоды своего воспитания, когда ужасается фривольному обращению дочери с кавалерами. Отношения старшей Чебоксаровой с мужем Лидии раскрывают ее как очень предприимчивую тещу. В сцене заключения помолвки молодой человек только обдумывал план признания, когда Надежда Антоновна позвала дочь и представила будущего зятя.

Савва Геннадьевич Васильков (с Лидией)

Счастливчиком оказался Савва Геннадьевич Васильков в воплощении Антона Буглака. Предприниматель из провинции приехал по делам в столицу и без памяти влюбился в светскую красавицу Лидию. Однако желание добиться девушки своей мечты не заставило Василькова «выйти из бюджета». Ответственное отношение героя к деньгам многие ошибочно принимают за скупость. На самом же деле Васильков зарабатывает сам и знает деньгам цену, оттого и не спешит тратить деньги на все прихоти жены. Ради прибыли молодой человек никогда не поступится своими принципами: «Никакая нужда, никакая красавица вором меня не сделают» Более того, отношение молодого человека к Лидии заслуживает уважения: выплату долгов девушки и выкуп ее семейного имения герой молча берет на себя.

Антон Буглак натурально обыграл образ деревенского парня из рабочей среды. Резкость жестов, сильный акцент и железное рукопожатие, от которого периодически страдают другие герои, становятся отличительными чертами провинциала. Резкую противоположность честному и трудолюбивому Василькову составляют представители светского общества. 

Григорий Борисович Кучумов

Князь Григорий Борисович Кучумов (в исполнении Сергея Чурбакова) – друг семьи Чебоксаровых. Наличие жены никак не мешает этому господину волочиться за Лидией. Он соблазняет девушку обещаниями озолотить ее с минуты на минуту. Вот только Кучумов давно промотал свое состояние и до того заврался, что и сам поверил в свое финансовое благополучие. 

Поведение князя осуждается публикой, но отношение к герою бессознательно смягчается усилиями Чурбакова. Воздушная походка, игра с тростью, рассеянность и плавность движений порой доводит обстановку до нужной степени комизма. Так в одном эпизоде погруженный в фантазии о Лидии князь едва не заблудился в поместье Чебоксаровых после разговора с Надеждой Антоновной. 

Иван Петрович Телятев

Другим поклонником Лидии стал Иван Петрович Телятев, исполненный самим режиссером постановки Андреем Зениным. Всю жизнь мужчина живет в кредит, который не собирается выплачивать. В отличие от витающего в облаках Кучумова, Телятев полностью отдает себе отчет в неправильности своего образа жизни. Вот только он живет по привычке и менять ничего не планирует. 

Проницательность персонажа раскрывается в его рассуждении о понятии «бешеные деньги». Телятев делится с Лидией своим мнением: «Знаете ли, я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги? Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, – деньги умные» Герой осознает, что «умные» деньги водятся у трудолюбивых людей. Вот почему он советует девушке помириться с мужем, а не искать подобных ему, чтобы расплатиться с долгами.  

Андрей Зенин показал искреннее удовольствие от игры на сцене. Остроумные подколы, живая и разнообразная мимика на протяжении всего спектакля вызывали хохот и аплодисменты зала. Порой актер балансировал на тонкой грани веселости своего персонажа и собственным желанием засмеяться. Во время инсценировки болезни Лидии с целью получить прощение мужа Телятев находится в гостях у Чебоксаровых. Когда плечи актера уже начали содрогаться от накатывающей волны смеха, взгляды его коллег обрели легкую беспомощность. В этот момент Телятев резко вскакивает из-за стола, комически пожимает плечами на вопрос Надежды Антоновны и с улыбкой бросает свою реплику в ответ.

Слуга Василий

Из второстепенных ролей хочется выделить слугу Василия из дома Чебоксаровых. Никита Манилов всего за пару эпизодических появлений раскрыл индивидуальность своего героя. Во время ссоры Лидии и Василькова из-за долгов девушки в эпицентре бури оказались денежные счета. Педантичный слуга прерывает ругань и хладнокровно поднимает документы с пола. Василий носит очень тесный костюм на английский манер, позволяет Василькову обращаться к себе не иначе как Василий Иванович.

Однако такой недоступный человек меняется, стоит ему сблизиться с новым хозяином: он начинает отзываться и на Василия, открыто жалуется на капризы Лидии. По просьбе Василькова слуга не пускает некоторых посетителей в дом. Оригинальность персонажа довела аудиторию практически до слез. Василий наелся любимой редьки и бегал на сцене за неугодными, отпугивая всех своим дыханием, как огнедышащий дракон.

Сильный актерский состав определенно поспособствовал успеху постановки. Приятное впечатление после просмотра спектакля оставила и визуальная составляющая.  

Декорации и костюмы отражают изменения как в обстановке действия, так и в характере героев спектакля. Так, уютные и роскошные апартаменты Чебоксаровых после переезда барышень заменяются простой мебелью скромной квартиры Василькова. В этот момент внешний вид Лидии красноречиво говорит о пережитых ею потрясениях. Если в начале спектакля не знавшая бедности девушка разгуливает в белоснежном кружевном наряде, то в конце она появляется в черном платье без излишеств.  

Васильков – в черном

На цветовом контрасте показали и процесс интеграции Василькова в светское общество. По приезде в столицу провинциала в черном деловом костюме окружали щеголи в белоснежных фраках. В финале же среди разоренных дворян достойным белого костюма оказывается только Васильков.  

Финал постановки оставляет зрителям пространство для воображения. Каждый должен решить для себя сам, как сложилась судьба изменившейся расточительницы и амбициозного предпринимателя. И хотя продолжение истории любви осталось за ширмой, харизматичные герои все же наглядно продемонстрировали зрителю пагубное влияние необдуманных трат. Ясный призыв к честному труду и воля для романтических фантазий – что еще нужнов для хорошей концовки? 

Источник фотографий: satire.ru