Saturday, May 25th, 2024

Мюзикл «Онегин» в Театре на Таганке: современный взгляд на Пушкинский сюжет

Фотография Анны Жаббаровой

Объединение, точнее, воссоединение двух Таганок ознаменовалось премьерной постановкой. Режиссер Алексей Франдетти представил зрителю свою версию канадского мюзикла по мотивам пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин».

Оригинальный спектакль на родине имел огромный успех и получил главную театральную премию Канады, «Джесси», в десяти номинациях. Премьера Таганки тоже пользуется популярностью. Однако впечатления публики разнятся. Помимо восторженных оваций и многочисленных криков «браво» от молодых зрителей, можно услышать и разочарованные голоса представителей, в основном,  старшего поколения. Отдельные театралы уходили со спектакля еще в антракте.   

Причина полярности отзывов — несоответствие ожиданиям части публики.

В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» и в высшей степени народным произведением. Музыкальная интерпретация романа у большинства прочно ассоциируется с оперой П.И.Чайковского. В спектакле Таганки ничего подобного нет. Строго говоря, это вообще не постановка произведения Пушкина и уж тем более не опера Чайковского, а мюзикл авторства Амиеля Гладстоуна и Веды Хилле. Эти создатели мюзиклов использовали либретто оперы 1879 года, переведенное на английский. Алексей Франдетти перевел текст обратно на русский, изменив и дополнив его. 

Фотография Анны Жаббаровой

С одной стороны, режиссер хотел, чтобы зритель посмотрел на героев романа глазами современников Пушкина. С другой стороны, история вне времени и пространства с лейтмотивом «не пропусти любовь», по мнению постановщика, должна сделать классику ближе к современной молодежи. 

«Все очень боятся школьников на спектаклях, а мне очень хочется, чтобы на этот спектакль привозили автобусы со школьниками, чтобы таким образом они знакомились с «Онегиным». Мне кажется, было бы интересно потом прийти домой, прочитать Пушкина и понять, что же там на самом деле, что между строк-то», – поясняет Алексей Франдетти. 

Возможно, желанием видеть «автобусы со школьниками» возле театра продиктовано и решение использовать автобус-фургон на сцене. Это машина передвижного театра, артисты которого показывают зрителю незамысловатую историю. Трейлер превращается то в комнату, то в фудтрак, то в разводной мост. 

Франдетти охарактеризовал свою постановку как «абсолютное хулиганство». «Хулиганство» получилось. Интерактив со зрителями, образ няни-мужчины, звучащая строка «офигенный Онегин», одноименная водка на сцене и множество прочих «приколов» явно пользуется успехом у молодой публики.

И все же вряд ли можно сказать, что этот мюзикл предназначен только для зрителя, читавшего краткое содержания романа на Брифли или совсем не знакомого с ним. В спектакле слишком много символов, реминисценций и аллюзий, неочевидных для такой аудитории. Например, помимо отсылок к тексту Пушкина и творчеству Чайковского, в постановке отдается дань знаменитому спектаклю Таганки «А зори здесь тихие», а также культуре хиппи и даже цыганским традициям. 

Музыкальное оформление спектакля выдержано в современном стиле. Музыканты (скрипка, виолончель, клавишные и ударные) исполняют свои партии вживую, расположившись в окнах старого особняка на заднем плане. 

«По стилю музыка – инди-рок, местами превращается в балладу, где-то в рок-н-ролл, где-то появляются цитаты из Петра Ильича Чайковского – самых узнаваемых и хитовых мелодий. Вообще структура мюзикла – калька с оперы «Евгений Онегин». Здесь есть ария у персонажа Трике, фантазия на тему арии Гремина «Аge doesn’t matter for love» («Возраст не важен для любви»). И развитие сюжета следует опере Чайковского», – говорит Алексей Франдетти. 

Сам мюзикл стал первой премьерой объединенной Таганки и символом этого объединения. Постановка идет на сцене  бывшего «Содружества актеров Таганки»,  которая теперь носит название «новая сцена». В мюзикле задействованы артисты из обеих трупп. В основном, это недавние выпускники театральных вузов с замечательным вокалом. 

На сайте театра премьера названа «грандиозной». Зрителю обещают вечную классику в нескучной форме: «… через хулиганство и юмор, живое перевоплощение актеров в персонажей прямо на сцене, автор постановки раскроет тот вечный и актуальный смысл романа Пушкина».

Фотография Анны Жаббаровой

Сумели ли на Таганке  воплотить замысел, или вместе с водой выплеснули и ребенка – решать зрителю. Ближайший спектакль состоится 16 сентября.