Sunday, March 3rd, 2024

Личность и псевдоним жаждут стать одним целым: Спектакль «Судзуки»

На Новой сцене театра Ермоловой 26 и 27 февраля дебютировала черная комедия «Судзуки».

Режиссером выступил выпускник ГИТИСа — Роман Лыков. Он уже поставил в двух театрах свои спектакли: «Любовницы» в Театре Драматургии и Режиссуры на Беговой и в Театре Российской армии «Люди ждут, когда танки пойдут». «Судзуки» —  третья постановка Романа.

«Эта работа — мое своеобразное признание в любви прекрасному образу детства — одной из республик Центральной Азии, в которой я когда-то родился благодаря необъятности нашей Родины», — рассказывает режиссер.

Впервые же пьесу Роман Лыков услышал на презентации книги Алексея Шипенко в исполнении Сергея Чонишвили, и она поразила своим остроумием и лингвистическими поворотами.

Что же это за черная комедия с таким названием – «Судзуки»? Сценарий спектакля как бы сращивает два оригинала: «Судзуки-1», «Судзуки-2». Автор пьес Алексей Шипенко. Первая была написана почти 30 лет назад в Берлине, а ко второй драматург очень долго не мог приступить.

На самом деле это не первая постановка «Судзуки». Томас Остермайер (востребованный режиссер в Европе, в Москве в «Театре Наций» долгое время шел поставленный им спектакль «Фрекен Жюли» с Евгением Мироновым) в начале своей карьеры поставил обе части «Судзуки» в «Бараке» (нижнее помещение в драматическом театре в Берлине).

Вариант, поставленный в Театре Ермоловой, адаптирован больше к нашим реалиям, но все равно находится там место и для «лихих 90-х»: бандиты в черных костюмах и солнечных очках с автоматом на плече, ищущие свою партию наркотических средств.

Сюжет можно емко уместить в одно предложение: скучающий главный герой Клаус Клаус (Олег Филипчик) хочет купить мотоцикл и сбежать от реальности. Последнее ему удается очень неплохо.

Кто же такой этот Клаус Клаус? Это псевдоним, на самом деле нашего героя зовут Николай Николаевич. Он писатель, но за всю свою писательскую деятельность не выдал ни строчки, и во всех неудачах он винит винит жену Настю (Анастасия Альмухаметова).

Наверное, сюжет кажется скучным: на самом деле так и есть, мотив поиска себя не исчерпается, да вот только нужна своя изюминка. Здесь это восточная культура, с которой Клаус Клаус сталкивается при покупке мотоцикла Судзуки в автосервисе у выходцев из Самарканда. Калейдоскоп того, что происходит дальше на сцене, очень сложно будет описать, потому что это бессмысленно в прямом смысле. Два мира – реальный и выдуманный вдохновленным Клаусом Клаусом смешиваются и создают картину бреда сумасшедшего. Все мотивации героя придуманного романа Клауса Клауса непонятны, в этом только можно увидеть выпуск  из потаенных глубин души демонов, которые в главном герое живут под маской интеллигента с зонтиком и в очках. Спектакль скорее пародия, чем не черная комедия. 

«Показанный в спектакле Клаус Клаус, с точки зрения профессионала, – жалкая пародия на писателя. Ибо в любом произведении, даже написанном в состоянии безумия или опьянения, всегда есть смысл, что отличает графоманство от истинной литературы. Выгорание, безусловно, может произойти в любой профессии, тем более творческой, однако поймать кураж и вернуть Музу никогда не поможет горячительное или белый порошок. – рассказывает о своих впечатлениях писатель Наталия Будур после спектакля – Клаус Клаус в исполнении Олега Филипчика очень обаятелен, но принимание красивых поз и чирканье ручкой в блокноте не имеют ничего общего с писательским трудом, который требует сосредоточенности, знаний и, конечно, вдохновения и таланта. Забавный калейдоскоп событий на сцене хорош лишь для капустника».

Что еще более неясно – высмеиваются ли другие национальности в спектакле или нет? В пьесах Шипенко придумал свой язык тарабарщины, отдаленно напоминающих турецкий. На Новой сцене же каждый актер-работник автосервиса (Хасбулат Татаров, Джан Бадмаев, Ринат Ташимов, Шариф Абдул) говорил на своем родном языке. И мы, как зрители, не до конца понимаем как правильно реагировать.

С декорациями все легко – телефонная будка из прошлого, подвешенная машина в глубине сцены, ковры, подушки и чай. Также все с нетерпением ждут, что же все-таки будет с мотоциклом, когда нам его покажут. И покажут ли?

Трейлер спектакля можно посмотреть здесь.

​​Также в спектакле задействованы Сергей Бадичкин, Георгий Назаренко, Михаил Попов, Сергей Окунев и другие. Купить билеты можно на сайте театра. Спектакль идет дважды в месяц.

Все фотографии взяты с официального сайта театра Ермоловой.