Friday, April 19th, 2024

Признание в любви одного мужчины всем женщинам: первая выставка «Полет красоты. Париж – Москва» художника Алена Бонфуа в России

Фотография: Екатерина Першина

Имя Алена Бонфуа в России знает далеко не каждый. Ксении Грищенко это показалось несправедливым: так родилась идея показать работы французского мастера ню в Москве. В частной галерее GARTALLERY с 1 марта по 30 апреля будет проходить выставка «Полет красоты. Париж – Москва». Какое послание художник Ален Бонфуа оставил русскому зрителю, и почему его называют «живописцем Венеры» – читайте в новом материале.

Гражданин мира: чем Япония и Россия вдохновили европейца

Французский художник, влюбленный в душу женщины – вот первые слова, приходящие на ум человеку, который читает биографию Алена Бонфуа. После учебы в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже и Академии изящных искусств в Брюсселе начинается период признания его творчества как в Европе, так и за пределами Старого Света. Примечательно, что Алена нельзя причислить к типичным французским художникам. Он не стал ограничиваться родным Монмартром, вместо это решился на авантюру: поехал в Японию, где учился технике суми-э. Этот способ рисования характерен для Азиатских стран, фактически он представляет собой каллиграфическую технику живописи.

«В суми-э у художника нет права на ошибку: каждый росчерк туши должен быть идеально выверен, иначе картина будет испорчена. Я около месяца учился у своего сенсея в Японии и жил в буддийском храме, чтобы овладеть этим мастерством. Суми-э нельзя причислить к стандартной технике в живописи – это целая философия, которую исповедует художник на рисовой бумаге. Мне повезло познакомиться с азиатской культурой, я бывал в Японии около 25 раз. После своего путешествия мне казалось, что я вернулся на родину другим человеком. Восточный взгляд на мир совершенно отличается от европейского: созерцание окружающего мира и баланс вместо спешки и хаоса», – рассказывает Ален, делясь опытом поиска собственного почерка.

«Лиор»
Фотография: Екатерина Першина

«Россия тоже оказала на меня большое влияние, я говорю про уникальную иконопись. Еще в художественной школе мы изучали эту технику, и я не мог избавиться от чувства восторга перед образами святых в интерпретации православной церкви».

Ален открыто признает, что его вдохновляют разные культуры и он нередко смешивает разные техники в своих работах. Именно это формирует манеру художника и делает ее узнаваемой во всем мире. 

После учебы в Японии увеличилось количество техник в арсенале Алена, но центральный объект живописи оставался неизменным:

«Это всегда была, есть и будет женщина», – уверенно заявляет художник.

В главной роли – женщина: как показать наготу правильно

«Ален Бонфуа не ищет муз, девушки находят его сами и в Италии, и во Франции», – рассказывает переводчица художника Ирина. 

Причина популярности понятна: Ален Бонфуа показывает на холсте в нескольких линиях душу человека и обнажает ее перед публикой. Казалось бы, ню – это жанр, который должен подразумевать определенный уровень откровения и дозу бесстыдства. Но в живописи Алена Бонфуа нагота является способом показать внутренний мир героини и ее хрупкость, в которой есть истинная сила. В авангарде живописи художника стоит мотив восхищения красотой женщины.

«Делизия»
Фотография: Екатерина Першина

Женщины на картинах Бонфуа сочетают в себе пастернаковскую хрупкость с внутренним стержнем. Героини полотен «входят как будущность без причуд» и замирают на мгновение, которое художник успевает запечатлеть на бумаге. 

Неважно, в какой технике работает Ален Бонфуа: это могут быть живопись маслом, каллиграфия или угольные зарисовки. Девушки на его работах уверены в себе или, наоборот, стесняются собственной наготы, но они всегда честны со зрителем, который очень чувствителен к наигранности и притворству. Ален понимает природу женской души, он угадывает ее след в изгибах спины и лопаток. 

 «Когда мы впервые познакомились в Париже, Ален сразил нас своим дружелюбием и обаянием. Мне повезло стать его ученицей, и представить выставку этого замечательного художника в России. Я верю, что наш зритель тоже увидит в картинах Алена первозданную женскую красоту», – делится своим мнением куратор выставки Ксения Грищенко. 

Один раз отмерь, семь раз отрежь: каким принципам в живописи следует Ален Бонфуа 

 «Если мне не нравится картина, я сразу рву лист ровно пополам. Понимаете, каждое движение кисти по бумаге должно быть чувственным, иначе моя живопись не сможет найти отклик в душе зрителя. Я стараюсь поймать образ модели, показать ее истинно обнаженной».

Фотография: Екатерина Першина

«Ню дает возможность взглянуть на человека без прикрас, именно так писали великие итальянские мастера. Микэланджело, Боттичелли и Тициан – эти художники оказали на меня сильнейшее влияние вместе с культурой самой Италии», – вспоминает художник. 

В этом году Алену Бонфуа исполняется 85 лет, но менять свой стиль под современные тенденции он не собирается. Скорее совсем наоборот: художник окончательно определился со своими целями в живописи – воспевание красоты женского тела и окружающего мира через искусство. Возможно, именно сегодня нам этого так сильно не хватает. У кого поучиться науке любви, если не у французов, n’est-ce pas.