Friday, March 29th, 2024

Демон и пророк русской живописи: Михаил Врубель в Новой Третьяковке

Источник: ria.ru

Прошлой осенью в здании Новой Третьяковки на Крымском валу началась выставка работ Михаила Александровича Врубеля. Она приурочена к 165-летию со дня рождения художника, чье творчество стало «взрывом накануне XX века», по выражению искусствоведа Аркадия Ипполитова. Экспозицию без преувеличения можно назвать самым значительным событием в мире изобразительного искусства 2021-2022 годов. 

9 музеев и 7 частных собраний, среди которых Третьяковская картинная галерея, Русский музей, музеи Беларуси и Армении, предоставили более 300 творений художника для этого проекта. Здесь можно увидеть более 200 графических работ, 50 живописных и 30 произведений в технике майолики. 

Монографические выставки с объединением работ Врубеля из разных источников организовывались только дважды: в 20-е и 50-е годы прошлого века, однако ни одна из ранее проходивших экспозиций не была «гигантской», как ее назвала Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи. 

Благодаря объединению усилий музейщиков, посетители получили возможность увидеть трех «Демонов» в одном зале. Уникальным стало и соединение двух частей картины «Пророк», разрезанной самим художником. Огромное число поздних графических работ Врубеля также делают проект выдающимся. 

«Пророк»
Источник: tretyakovgallery.ru

Масштабность — существенная, но далеко не главная характеристика нынешней выставки. Основной задачей для организаторов стало желание показать наследие выдающегося художника в новом ракурсе. Врубель рассматривается не как художник-модернист или символист, а как уникальный Мастер, чье творчество стало отдельным явлением в истории живописи и предвосхитило ее дальнейшее развитие. 

«Мы постарались увидеть в нем первого художника, в русском искусстве по крайней мере, который отказался от взгляда на изобразительное искусство как отображение той реальности, которая нас окружает, и от идеи отображения и подражания перешел к конструированию собственного мира, собственной художественной манеры, которая, конечно же, предвосхищает искусство XX века», — рассказала Зельфира Трегулова на онлайн-конференции, посвященной открытию выставки. http://pressmia.ru/pressclub/20211005/953369990.html

По словам директора Третьяковской галереи, экспозиция стала попыткой проследить главные, сквозные темы и мотивы творчества художника, его желание выразить невыразимое, бесконечное. 

Работы Врубеля размещены не в традиционном хронологическом порядке, а в соответствии с темами и периодами творчества. Единственной привязкой работ к датам стал 1902 год, который для организаторов и искусствоведов означает своеобразную линию, практически водораздел в мировосприятии Врубеля. 1902 – год создания последнего «Демона», «Демона поверженного». Посетителям предлагают сравнить творения Врубеля предыдущего периода с его дальнейшим художественным поиском, увенчавшимся созданием «Шестикрылого Серафима». Эта картина стала последним живописным полотном Врубеля. Многие специалисты считают ее вершиной творчества художника и одновременно отражением всей его жизни. 

Источник: kudamoscow.ru

 В своем стихотворении-посвящении Врубелю, как нельзя лучше, в словах это предал Валерий Брюсов: 

От жизни лживой и известной
Твоя мечта тебя влечет
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.
Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл.
Из теремов страны хрустальной,
Покорны сказочной судьбе,
Глядят лукаво и печально
Наяды, верные тебе.
И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты. 

Архитектурное пространство выставки организовано с целью решения поставленной задачи. Архитектор Сергей Чобан по окончании года работы создал на трех уровнях Новой Третьяковки залы, обеспечивающие постоянный зрительный контакт посетителя с несколькими произведениями. Специальные «окна» позволяют видеть разные картины и понять их взаимосвязь. Этот прием применен с учетом особенностей «нового зрителя», привыкшего к цифровой форме. 

Итак, в первом зале расположились демоны: «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902).

Все три картины связаны с поэмой Лермонтова «Демон». Врубель создавал серию картин в течение десятилетия. Картины, которые могли бы стать просто иллюстрациями к книге выходят за рамки прямых функций. Художник разрушает традиционный подход к иллюстрированию: он не столько следует сюжету, сколько обращает внимание зрителя важные смысловые узлы поэтики Лермонтова. Цель Врубеля – воплотить то, что не поддается воображению. 

Образ демона для художника стал не только центральной темой творчества, но и определил вектор духовного пути автора.

«Демон сидящий» — первая часть из врубелевской демониамы. Демон, застрявший между земным и небесным миром. Его взгляд обращен к яркому закату, а в глазах читается тоска.

 В двух следующих работах образ существа близок к монументальному Демону Лермонтова.

 «Демон сидящий»
Источник: artworld.ru

«Демон летящий» – незавершенная картина. Врубель писал ее, когда у него только начинался московский период – спокойный и зажиточный. Тогда художник был под покровительством Саввы Мамонтова. Порыв души Врубеля был настолько велик, что он, кажется, излил ее на холст полностью и одномоментно, не сделав даже эскиза. Полотно наполнено тревогой, в нем чувствуется надвигающаяся трагедия. 

«Демон летящий»
Источник: blogspot.com 

Впереди «Демон поверженный». По замыслу Врубеля картина должна была стать самой грандиозной. Демон должен был умереть сияя, во время собственного триумфа. Художник работал над картиной без перерывов, полностью растворяясь в образе демона. Врубелевские краски сверкали в освещении электрической лампы, создавалось ощущение, что на холсте портал в иной мир.

Когда полотно принесли в выставочный зал, магия красок исчезла. Освещение было другим. Это было разочарованием. Но Врубель не сдался – он доделывал работу прямо на выставке. Современники писали, что даже лицо демона менялось. В один день оно было умиротворенным, в другой – заплаканным, потом – веселым. До нас дошло злое и непокорное, с глазами, переполненными болью и гневом.

 «Демон поверженный»
Источник: twimg.com 

В историю жизни Врубеля, рассказанную на выставке, вплетены те фигуры, которые оказали влияние на творчество художника. Следующий зал рассказывает об истоках художественного стиля Врубеля. 

«Гамлет и Офелия»
Источник: smallbay.ru

Этот раздел состоит из графических работ. В начале пути акварель и рисунок были чем-то сродни лаборатории для Врубеля. С их помощью он изучал природные формы, своеобразно стилизовал их, чтобы передать красоту, отчаянность и пышность творческого отображения действительности. К убедительности вымысла и абсолютной власти над формой художник шел всю жизнь.

Творчество Врубеля многообразно: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Он оформлял интерьеры и театральные постановки, выражая так свои самые сокровенные идеи.

«Искусство тем и велико, что оно не подчиняется ни природе, ни логике», – говорил Врубель.

Получив опыт в театральных превращениях, художник перешел к созданию мифологических и фольклорных существ. Ярчайший пример – картина «Пан» (1899). 

«Пан»
Источник: m.ok.ru

Другой зал посвящен меценату Савве Мамонтову и его семье. Участие «русского Медичи» в судьбе Врубеля во многом помогло раскрытию многогранного таланта художника. 

Встреча с Мамонтовым стала для художника судьбоносной. Меценат ввел Врубеля в свою семью, в круг богатых людей, в свое театральное предприятие, где живописец познакомился со своей женой.
В портретах членов семьи Мамонтова чувствуется некая интимность, совершенно особый подход. Для каждой работы Врубель подбирал отдельный стиль и материалы.

 «Портрет Саввы Мамонтова»
Источник: muzei-mira.com 

Центральное место среди людей в жизни художника занимала его жена, оперная певица Надежда Забела-Врубель. Именно ее образ мы видим и в «Царевне-Лебеди», и в дриаде с картины «Сирень», и в «Демонах», и в гетевской «Маргарите». Супруге художника посвящена и мультимедийная презентация, которую можно посмотреть в одном из залов.

«Портреты Надежды Забелы-Врубель» 
Источник: 366days.ru 
Портрет Н.И. Забелы-Врубель «У камина после концерта»
Источник: artchive.ru

Образ Надежды Забелы-Врубель прослеживается и в последней большой и самой загадочной работе Мастера – «Шестикрылом серафиме».

«Шестикрылый Серафим»
Источник: muzei-mira.com 

Художник создал полотно в 1904 году, перед тем как полностью ослеп и потерял рассудок. 

Дальнейшие работы Врубеля, связанные с периодом его пребывания в различных психиатрических лечебницах, были только графическими. Однако даже душевный недуг художника на выставке показан не как заболевание, а как печать гения. 

«Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как инакомыслие. Он уловил ветер ХХ века. Мы проведем зрителя через аскезу черно-белого рисования», — сказала один из кураторов экспозиции, Ирина Шуманова. http://pressmia.ru/pressclub/20211005/953369990.html

Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
Источник: muzei-mira.com

Последние шесть лет Врубель не покидал квартиры и, как вспоминают современники, все время открывал настежь окно и дышал холодным воздухом. Умер художник от пневмонии.

Перед посещением экспозиции будет нелишним прослушать специальные «ключи», подготовленные Ириной Шумановой. В них, например, содержится разгадка тайны «увядших красок» на полотне «Демон поверженный» или превращения сложенной в кольцо картины «Прощание Царя Морского с Царевной Волховой» в блюдо. https://izi.travel/en/browse/73c75970-5519-42ad-b8db-4de05cd29603

К выставке издан каталог, выпущена книга, подготовлены образовательные программы: онлайн и офлайн лектории в форме дискуссий. 

Выставка, организованная при поддержке ВТБ, продлится до 8 марта 2022 года. Для посещения необходимо заранее приобрести билет и иметь QR-код, поскольку событие проходит в формате Covid-free. Несовершеннолетним посетителям старше 14 лет нужно иметь при себе паспорт.