Thursday, April 18th, 2024

Последний взмах крыла стрекозы: в Зарядье открылась камерная выставка о Виталии Пацюкове

Источник: welcome.zaryadyepark.ru

Даты проведения выставки: 28 января – 27 февраля
Место: Подземный музей

27 января в парке «Зарядье» состоялось открытие выставки «360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» — одиннадцатой выставки цикла SOVRISK#напотоке. Экспозиция камерная, очень нетипичная для Подземного музея после эксперимента с лайками искусству. Выставка посвящена искусствоведу и куратору Виталию Пацюкову. 

Не так часто в современных музеях можно встретить экспозиции, посвящённые мироощущению и творческому пути конкретного человека. Однако фигура Виталия Пацюкова остаётся очень важна для художественного искусства в России. Он открыл для зрителей таких художников, как Сергей Катран или Алла Урбан. И многих других авторов, работы которых сейчас можно увидеть во многих музеях современного арта в Москве, Петербурге и других городах России. Большой вклад Пацюкого обусловлен тем, что он обладал проницательным зрением, и поэтому мог точно определить, какие художники заслуживают широкого признания. Не исключено, что именно благодаря его текстам будет писаться история искусства нашего времени.

На мультимедийных экранах Подземного музея можно прочитать фрагменты текстов Виталия Пацюкова о каждом представленном на выставке авторе, а также увидеть фотографии искусствоведа с друзьями и художниками. Как отметила куратор выставки Алёна Фёдорович, особый интерес составляют впечатления художников о главном герое выставки. 

Вот, например, одно из них: 25 октября художник Алла Урбан опубликовала на фейсбуке страничку с текстом, содержащим следующие слова: 

«Я шел по абсолютно безлюдной дороге. Неожиданно мой путь преградили большие деревянные ворота. Стоявший за ними человек начал требовать от меня пароль. В моем сознании промелькнуло, что надо подчиниться, и кто-то прошептал мне: «Скажи «дада». Ворота отворились, и на внутренних стенках я увидел адрес «Гончарный переулок, дом 3», передо мной был двор моего детства». 

Слова принадлежат Виталию Пацюкову, пять лет назад он поделился этим сном с читателями газеты «ПравDADA», выпущенной к придуманному им фестивалю «ДАДА» в Государственном центре современного искусства. Пацюков был одним из первых, кто в конце 1970-х начал осмыслять в текстах творчество своих современников — будущих звезд советского, а затем и российского искусства. В 1980–1990-х выставки альтернативного искусства под его кураторством сделали культовым выставочный зал «На Каширке». С 2002 года он руководил отделом междисциплинарных программ в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), где реализовал более 20 выставочных проектов, среди которых «Кабаков» (2002), «Визуальная акустика» (2007), «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» (2012) и другие. Член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат и номинант премий, Виталий Пацюков на протяжении всей жизни умел и любил открывать новые имена, вдохновлял тех, с кем работал, и часто становился настоящим соавтором для тех, о ком писал.

В расширенную экспозицию выставки вошли работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова и других художников, с которыми Пацюков дружил и работал на протяжении почти 40 лет.

Ключевая часть экспозиции в Подземном музее — три раздела, представленные в витринах: «Диалог с великими», «В поисках утраченного времени» и «Шестидесятники». Это три ипостаси были важными частями творческого пути Пацюкова. 

На первой витрине представлена серия иронических рисунков Леонида Тишкова, иллюстратора и постконцептуалиста, одного из любимых художников Виталия Пацюкова. Герои рисунков — Сезанн, Кандинский, Дюшан, Бойс, Пикассо и другие классики ХХ века — те, к кому в своих работах обращался Пацюков, с кем мысленно вёл диалог и соглашался или не соглашался. 

В разделе «Шестидесятники» собраны камерные работы звезд неофициального искусства: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского, Игоря Шелковского, Дмитрия Пригова, Бориса Орлова, Андрея Красулина и других. В конце 1970-х – начале 1980-х на страницах легендарного журнала «А–Я» Виталий Пацюков одним из первых начал писать о них.

Рядом с витринами расположен специальный раздел «Координаты звука. То, что мы слышим, то, что смотрит на нас» — видеоработы, которые участвовали в выставках цикла «Визуальная акустика». По мнению искусствоведа, диалог звука и образа приобрел особую остроту в современном художественном сознании. В раздел вошли работы Владимира Мартынова и Владимира Смоляра, Вадима Захарова и Ивана Соколова, а также Аллы Урбан, Ольги Чернышевой, Вики Бегальской.

Сходить на выставку стоит, так как мы редко смотрим на современное искусство с искусствоведческой позиции. Мы редко задумываемся о том, кто в своё время помог нам понять и почувствовать искусство – а ведь это в первую очередь кураторы и искусствоведы. Пускай незримо, но они всегда рядом со зрителем, направляют и обучают его. Не просто так выставка в Зарядье, в Подземном музее, носит камерный характер, иначе говорить о трепетной истории жизни и творчества Виталия Пацюкова просто не представляется возможным.