Thursday, April 25th, 2024

Фестиваль «Московская обочина»: театральное искусство без государственной поддержки

Источник: vk.com

XI международный фестиваль частных театров «Московская обочина» проходил в Москве с 1 по 7 ноября. 

Его основатель — Леонид Краснов, художественный руководитель театра «Театральный особнякЪ». Именно там участники фестиваля ежегодно показывают свои спектакли. 

Конкурс изначально задумывался как антимейнстрим-мероприятие для независимых и частных театров, но сегодня форма организации участников не играет особой роли. Цель фестиваля  — поддержать сценические начинания, открыть новые имена и познакомить зрителя с профессиональными творческими коллективами, которые по каким-то причинам не привлекают внимание прессы. Во время фестиваля театральные проекты получают возможность познакомиться с другими театрами. Как показывает практика, это помогает им обрести более широкую аудиторию, получить признание и покинуть обочину театральной жизни. Более того фестиваль показывает, что отсутствие финансовой поддержки со стороны государства – это не препятствие для постановки достойных спектаклей. 

Каждый год в «Особняке» фестиваль проходит в «Черном» и «Белом» залах театра. Принять участие в события могут столичные и региональные коллективы, которые подали заявку и прошли отбор оргкомитета. После эксперты и публика оценивают постановки прошедшие конкурс. После спектакля члены жюри, театральные критики и зрители обсуждают увиденное на сцене. 

В этом году из 50 заявок для участия в фестивале были отобраны 14 театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя и Вольска. 

По итогам семи дней работы жюри и голосования зрителей были объявлены победители в разных номинациях. 

Лучшим спектаклем стала постановка «Клуб завтрак» театра-студии «Арт-аллея». В ней режиссер Александр Минин решил изучить вопрос взаимоотношений подростков и взрослых. Победители получили специальный приз жюри за лучшую сценографию. Приз за лучшую женскую роль второго плана ушел Оксане Кирсановой за роль Клэр в этой постановке. 

Лучшим режиссером стала Лилия Борнашова. Театр «Багаж» завершил фестиваль ее спектаклем «Живи вечно». Это рассказ о женщине, которая находится в еврейском гетто и накануне своего расстрела пишет письмо сыну.  

Победительницей в номинации «Лучшая женская роль» стала заслуженная артистка России Евгения Крюкова. Она сыграла роль Греты, сестры главного героя рассказа «Превращение».Театром Истории была представлена Постановка «Не верьте господину Кафке» по пьесе Зиновия Сагалова.

Приз за лучшую мужскую роль получил Андрей Давыдов. Мастерская драматической импровизации в спектакле «Шинель Акакия» по-новому взглянула на гоголевского персонажа. 

Лучшим театральным ансамблем признали театр «Погружение IN» из Санкт-Петербурга. Детский спектакль «Я — Буксир» познакомил юных зрителей с поэзией Иосифа Бродского.

Алексея Казакова из театра «Револьвер» наградили за лучшую мужскую роль второго плана. Он исполнил роль Солдата в спектакле «ЦИМЕС: специальный театральный рецепт». В основу постановки легли собранные воедино одиннадцать рассказов отечественных писателей, в которых главный герой — еврей. 

Источник: vk.com

Специальный приз жюри «Лучший дуэт» разделили две пары участников фестиваля. Екатерина Кузьмина и Глеб Яшин рассказали светлую историю эпистолярного романа длиною в жизнь. Спектакль «Письма любви», поставленный Вячеславом Терещенко, стал совместным проектом Драматического театра города Вольск и театра «Выпускники Вахтанговцы». 

Дарья Кулак и Анастасия Лазарева из питерского театра «ЦЕХЪ» представили трагикомедию «Успеть в Венецию». Она повествует о двух сестрах, которые только после смерти матери осознали, как много они не успели ей сказать и что не успели сделать.

Источник: vk.com

Ася Ширина получила спецприз «За творческую смелость». Актриса Театральной мастерской АСБ из Санкт-Петербурга представила спектакль-размышление о смысле жизни под названием «Концерт по заявкам». Эта постановка вошла в лонг-лист «Золотой маски», главной театральной премии. В спектакле поднимаются актуальные для современного общества вопросы без использования традиционных выразительных средств и приемов. 

Приз за раскрытие социальной темы получил коллектив «Внутреннее зрение». В спектакле «Просто я живу театром» он рассказал о роли театра в жизни незрячих людей, о том, как они преодолевали трудности и несмотря ни на что становились актёрами. 

Также награду получили Нурия Чавкина (спектакль «Живи вечно»), Алексей Мартынов (спектакль «Кто такой Чичиков?», театр «Диалог») и Григорий Гольдман (спектакль «Чехов. Послушайте!…», Независимый театральный проект). 

Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации фестиваль проходил в закрытом режиме. Однако на своей странице в ВКонтакте организаторы фестиваля размещали ссылки на трансляции постановок на YouTube. Благодаря этому зрители могли голосовать за своих фаворитов и видеть, насколько разнообразна театральная жизнь страны.