Wednesday, April 24th, 2024

Спектакль «Капитанская дочка» в театре «У Никитских ворот»: русская классика в русском мюзикле

Фотография: Анна Жаббарова

25 января исполняется 10 лет с того дня, как театр «У Никитских ворот» отпраздновал долгожданное новоселье. В 2012 коллектив получил здание с просторным залом на Большой Никитской. Это событие театр отметит постановкой спектакля «Капитанская дочка», который уже стал легендарным среди поклонников. На этот раз на сюжет одного из самых популярных пушкинских произведений поставят мюзикл. К слову, сейчас это самый популярный сценический жанр.  

Совместить несовместимое: глубокий смысл романа с легкой формой, художественный руководитель театра и режиссер-постановщик спектакля Марк Розовский счел возможным, только если отказаться от традиций бродвейского мюзикла и так создать новый: русский. Розовский также стал автором текстов песен и либретто. Музыкальную основу постановки составила работа композитора, народного артиста России, Максима Дунаевского. Хореографом спектакля работал Антон Николаев. Художниками по костюмам были Мария Данилова и Денис Шевченко. 

Фотография: Анна Жаббарова

Спектакль Марк Розовский задумал ещё в 80-ые годы. Мастер много раз перечитывал и сам исторический роман, и «Историю Пугачева» А.С. Пушкина. Режиссер неоднократно правил собственный текст постановки, чтобы превратить «книжное чудо в чудо театральное». Надо отметить, что после премьеры спектакля Марк Розовский встал на колени перед артистами, чтобы поблагодарить их за невероятный труд. Работа была проделана действительно колоссальная. В спектакле более тридцати музыкальных номеров. Их исполнение потребовало от актеров серьезной вокальной подготовки. Танец как неотъемлемая часть мюзикла стал не только данью жанру, но и средством раскрытия основных тем постановки. Их здесь три: две главные (пугачевский бунт и история любви героев на фоне трагических исторических событий) и одна вспомогательная (императрица и ее двор). В результате вместо развлекательного зрелища на сцене мы видим одновременно лирическую и трагическую историю. 

Лейтмотивом мюзикла стал эпиграф А.С. Пушкина к «Капитанской дочке» — «Береги честь смолоду». Именно с этим призывом вслед за классиком Розовский обращается к юному поколению. Однако «целевой аудиторией» спектакля стали, конечно, не только школьники. Пушкинский гуманизм в сочетании с оригинальными  сценическими приемами Розовского делают мюзикл интересным для всех. 

Фотография: Анна Жаббарова

Особенным оказался и подход к музыке Максима Дунаевского. Композитор использовал элементы рока, поскольку считал их созвучными теме Пугачева. Дунаевский, пересматривая спектакль, признавался, что гордится своей работой над ним. При этом он не стремился писать музыку так, чтобы она сразу казалась популярной. «Вечное» и «настоящее» композитору гораздо ближе. По мнению Дунаевского, ряд песен из мюзикла при должной «раскрутке» могли бы стать «всенародными хитами», как те, что звучат в «Мэри Поппинс», «Мушкетерах» и «Ах, водевиль». 

Спектакль определённо соберет полный зал, хотя может вызвать у публики разные впечатления. Чтобы составить свое, надо увидеть классическое произведение в неклассической постановке своими глазами. Сделать это можно 25 января, 8 и 25 февраля в театре «У Никитских ворот».