Thursday, March 28th, 2024

Охрана природы в современном искусстве: science-арт

Об экологически важных вопросах сейчас задумываются не только на политическом, глобальном уровне. Многие стороны жизни уже пропитаны идеями о необходимости защищать природу и следить за ней. Одна из таких сфер – неожиданное современное искусство. 
Корреспондент «Таких Медиа» Мария Поворова поработала волонтёром на одной из выставок «экологичного» искусства «New Elements», которая открылась 17 ноября в Новой Третьяковской галерее. 
Science-арт – новое направление в искусстве, феномен, который объединяет науку и искусство, чтобы помочь человечеству достигнуть глобальных целей. Выставка «New Elements» посвящена взаимоотношениям человека с природой и тому, как мы можем на нее воздействовать.

Выставка состоит из трех разделов – «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность». Красной нитью через всех них проходит идея о родстве природы и компьютера. Якобы с помощью своих новых технологий человек может исследовать природу и понимать, как он влияет на нее и как может ей помочь.

Можно коротко изложить эту концепцию: все, что происходит в атмосфере, почве и воде, фиксирует свои следы разными способами. Тем не менее такие фотографические процессы не ограничиваются миром природы. Они скрываются и за миром цифровой информации. Они оставляют физические следы, по которым можно восстановить картину всего, что происходило раньше.

Нейронные сети и другие сложные цифровые системы, в свою очередь, имеют сходство с природными явлениями: и те, и те кажутся непрозрачными и недоступными. Исследователи искусственного интеллекта, как натуралисты 18 века, изучают поведение этих систем и сетей. 


Художники этого направления в некотором смысле пытаются решить этические и социальные вопросы. Например, что делать с глобальным экологическим кризисом.
На выставке «New Elements» была представлена интерактивная инсталляция Терезы Шуберт «Пещера». Эта работа демонстрирует взаимосвязь между природой и человеком. В пространстве, которое заполнено перекрывающими друг друга 3D-изображениями лесов и компьютерных серверов, есть биореактор. С ним зрители могут взаимодействовать с помощью фонариков. Водоросли, живущие в биореакторе реагируют на свет. Посетители могут светить на инсталляцию и изменять её. Пока цифровое и естественное сливаются все сильнее, человек оставляет свой след в системе шумом и помехами.


Художник Илья Федотов-Федоров, исследовал отношения между человеком и природой, наукой и ритуалом. Его работа – «Экзо-ковчег» представляет собой засохшую шкуру лошади, которую он с помощью 3D-принтера увеличил до реальных размеров. Это – памятник лошади. Федотов-Фёдоров показал, что сохранять память о живом существе можно и не манипулируя им. Художник обратился к теме и исследовал возможности трёхмерного сканирования. Илье Федотову-Фёдорову удалось проследить истончение грани между реальным животным и его цифровой копией.
Одна из самых захватывающих инсталляций – работа из серии Томаса Сарацено. Художник собрал частицы черного углерода из воздуха Мумбаи и использовал их, чтобы изобразить частицы космической пыли из каталога NASA. 

Проблемы загрязнения воздуха и космической пыли затрагивают каждого человека на нашей планете, но их границы абсолютно различны. Вещество, отравляющее атмосферу, становится средством общения со зрителями, напоминанием о том, что всё уязвимо. 


Нет сомнений, что жизнь планеты волнует не только учёных и Грету Тунберг. Художники тоже активно изучают способы помочь Земле. Выставка «New Elements» и направление science-art – это попытка привлечь внимание большего числа людей к экологическим проблемам. К слову, в Москве эта выставка только вторая в рамках нового направления. Вероятно, дальше их будет больше, и мы продолжим узнавать через современное искусство, о том, как современная наука помогает природе. 


Выставка «New Elements» продлится в Новой Третьяковской галерее до февраля 2022 года.