Saturday, April 20th, 2024

Невидимки пойманы: выставка Полины Шкапиной «В тени кошачьей морды»

Источник: @artakadia

Если начать подбирать эпитеты к выставке «В тени кошачьей морды» Полины Шкапиной, то вспомнится, пожалуй, слово «уникально». В экспозиции нет ни одного приевшегося пейзажа моря, лесов и гор. В центре внимания художницы – вентиляционные шахты. 

Первая сольная выставка художницы Полины Шкапиной смело выходит за рамки академических стандартов. Девушка оторвала голову от пыльных учебников с теорией, чтобы на практике экспериментировать над восприятием зрителей. 

На одном холсте монолитом застыл ледокол, бросивший якорь в бухте пятиэтажек, на другом – в невесомости плывет космический корабль (обшивка корпуса горит красным, контрастируя с темнотой зимней ночи). 

Специальный корреспондент «Таких Медиа» Алевтина Сорокина обсудила с Полиной героев ее картин, поговорила с художницей о влиянии социальных сетей на мир живописи и о важности личного почерка. 

Кажется, что сделать центром выставки вентиляционную шахту, поступок пусть и яркий, но пустой и бесполезный. Полине Шкапиной удалось справиться с главной задачей любого художника: изменить представление человека о мире так, что он уже не сможет смотреть на него по-прежнему. 

«Когда я выложила в соц. сети часть своих работ, большое количество людей стали присылать мне фотографии городских объектов, на которые они раньше не обращали внимание, – улыбается девушка. Получается, что часть своей работы я выполнила, мне удалось расширить поле зрения посетителей выставки», – говорит Полина. 

– Первое чувство, которое испытывает посетитель, перешагнув порог выставки – недоумение. Ни одной кошачьей морды.Название экспозиции – загадка. Вопрос, который вполне закономерно возникнет у каждого: почему выставка называется именно «В тени кошачьей морды»? 

Мой куратор Наталья Серкова предложила подумать над контекстом, который мог бы расширить понимание о выставке и сделать ее более интересной. Самым интригующим периодом древней архитектуры мне показался Древний Египет: фигура кошки прочно ассоциируется с культурой востока, символизируя всю мощь ушедшей эпохи. Именно это грациозное животное, как бы отбрасывая тень на современные элементы города, обращает внимание посетителя на ранее незаметные предметы. 

По словам Полины, каждый градостроительный проект – это отображение определенного периода истории. Например, на полотне «ВШ №5» изображена вентиляционная шахта во дворе сталинского дома, чей архитектурный стиль отсылает к эпохе исчезнувшего в 1991 году социалистического государства. Район Котельнической набережной считается одним из самых элитных в Москве. Именно поэтому эта шахта соответствует эпохе сталинского ампира, в частности, оголовок вентиляции напоминает ротонду (круглая композиция, окруженная колоннами и увенчанная куполом – прим. А.С.). 

Полотно «ВШ №5», 2020, холст, масло
Источник: @artakadia

Из СССР посетитель выставки переносится на освещенный красными огнями космический корабль, который плывет по бескрайнему Млечному пути. Это «ВШ №1», первая картина в серии 12 полотен художницы: 

Необычная форма – не единственная причина, по которой эта вентиляционная шахта привлекла мое внимание. Когда я в первый раз проходила мимо нее, реклама на задании на противоположной стороне улицы окрашивала всю улицу в красный. Мне показалось это очень красивым, ведь из-за этой яркости менялся даже цвет неба, он становился зеленоватым, создавая контраст на полотне. 

Картина «ВШ №1», 2019, холст, масло
Источник: @artakadia

Ошеломляющее впечатление производит еще один корабль, но уже не космический, а морской. Эта бригантина выступает носом на зрителя, сев на мель рядом с типичной пятиэтажкой. Чем дольше вглядываешься в полотно, тем труднее вернуть воображение к первоначальному образу якобы непримечательной вентиляционной шахты. 

Картина «ВШ №12», 2020, дерево, масло
Источник: @artakadia

Я специально обрезала шахту сверху, чтобы композиционное решение акцентировало внимание на громоздкости корабля, который как бы нависает над зрителем. Несмотря на то что мы стоим на отдалении, конструкция кажется огромной и выделяется своим нестандартным архитектурным решением. 

– Даже без метафор трудно спорить с необычностью выставки. Вы – художница с академическим образованием, которая окончила МАХЛ РАХ и МГАХИ им.Сурикова. Как уникальность этой экспозиции соотносится с вековыми постулатами, которые преподают в школах живописи? 

Еще в процессе обучения я поняла, что хочу быть самостоятельным художником, а не ассоциироваться с какой-либо школой. Герои моих картин – это не люди, а вентиляционные шахты. Многим был непонятен интерес к этой теме, но я решила следовать за своими идеями. От академического образования у меня осталось умение технически решить вопрос, однако на этом отношения с ним закончились. Мне говорили о «непонятной технике», «странной теме», когда у меня только появилось желание сделать центром экспозиции шахты. 

– Почему технику исполнения называли «странной»? В конце концов, вы же не работаете в жанре абстракционизма. 

Понимаете, это отход от живописных приемов, которые преподаются в учебных заведениях. На первый взгляд перед зрителем пейзаж: есть здание, небо и где-то даже можно увидеть деревья. Но при этом от классического жанра здесь очень мало. Решение природного состояния изменено под мой вкус и цвет. Например, я подчеркиваю интересующий сюжет вместо стандартных попыток «поймать состояние ради состояния». 

Источник: @artakadia

– Насколько мне известно, сейчас нет выставок, где главная роль отведена вентиляционным шахтам. 

Эта тема действительно не изучена художниками широко. Когда я пыталась найти информацию, столкнулась с тем, что даже сайт, посвященный вентиляционным шахтам, является большой редкостью. Удалось отыскать только один форум диггеров (последователей субкультуры, которые посещают заброшенные дома и туннели метро – прим. А.С.), которые оставляли планы проходов и делились опытом приключений. Кроме этого, ничего нет, поэтому идея вывести на свет ВШ стала занимать меня все больше. К слову, я так и не смогла узнать, куда ведет каждый туннель – посетитель экспозиции может представить это сам. 

Выставка «В тени кошачьей морды» проходит в галерее NAZAVOD до 10 января включительно. Чтобы полностью понять идею серии работ о вентиляционных шахтах, обратите внимания на невидимок. Подсказка: ищите их в тени кошачьей морды.