Tuesday, April 23rd, 2024

Фольклор в реалиях двадцать первого века: почему молодому поколению интересно заниматься народным творчеством

 Фотография с выступления студентов МГИКа. Источник: http://www.mgik.org/news/45409

25 ноября кафедра народно-певческого искусства Московского государственного института культуры отметила свое пятидесятилетие.

За время своего существования кафедра выпустила огромное количество мастеров народного творчества. 25 ноября на праздник во МГИК съехались художественные ансамбли со всей страны. Они вернулись в альма-матер, чтобы продолжить дело своих преподавателей и помочь нынешним студентам еще сильнее влюбиться в фольклор. 

Продолжать дело своих преподавателей – задача не из легких, особенно когда речь заходит о сохранении традиций в первозданном виде. 

На первый взгляд может показаться, что героями этой статьи должны были быть профессионалы своего дела. Однако куда интереснее взглянуть на событие с точки зрения молодого поколения. В наш прогрессивный век они справляются с застежками и нотами в песне «Купчик» так же хорошо, как и с поиском информации в Интернете. 

Детский ансамбль «Веретенце»: как чередовать уроки в школе с пением и танцами на мировой сцене

Коллектив «Веретенце» на протяжении почти сорока лет не дает русскому фольклору превратиться в пыльный экспонат в музее традиционного искусства. Выпускница МГИКа Елена Краснопевцева в 1981 году создала этот детский ансамбль, чтобы популяризировать народною музыку среди молодёжи. Однако слово «ансамбль» не может по-настоящему хорошо отразить, насколько он значим для его участников. 

«Сложно назвать место, где ты проводишь так много времени каждую неделю просто коллективом, — говорит Рада Ковешникова, которая попала в «Веретенце», когда ей не было и трех лет.

По словам Рады, ансамбль – это семья, где всегда поддержат и придут на помощь. 

«У нас очень крутой руководитель – Валерия Евгеньевна! Мы ее любим, как маму. Я даже не могу вспомнить никакие конфликты, так как атмосфера всегда дружелюбная,» – рассказывает Рада, пока помогает своей подруге Маше Мамоновой заплести волосы перед выступлением. 

Отточенные движения и быстро мелькающая в руках красная лента – сразу видно, что девочки не в первый раз готовятся к выступлению на сцене. У них нет мандража, только приятное волнение перед исполнением номеров. В этом нет ничего удивительного, ведь участники ансамбля «Веретенце» успели побывать на главных сценах Европы: в Англии, во Франции, в Испании, в Германии и в Италии. 

Ансамбль «Веретенце»
Источник: http://www.veretenze.ru/

Конечно, теплее всего ансамбль приветствуют дома, в Москве. За все время существования коллектива русский зритель наслаждался народным искусством и в залах Государственного Кремлевского дворца, и в соборе Храма Христа Спасителя.

Надо понимать, что за расшитыми платьями, кокошниками и идеальной командной работой стоят часы репетиций. Зритель не сможет поделить выступление на части. Обычно люди всегда воспринимают перформанс целиком. Каждый элемент, будь это выстукивание ритма каблуками или взмах платком в нужный момент, очень важен. Эффект настоящей свободы на сцене достигается исключительно длительной практикой.

«После занятий возвращаешься иногда поздно домой, а ведь еще уроки для школы делать. Но я бы ни за что не променяла «Веретенце», именно тут нашла себе друзей,» – рассказывает Маша Мамонова. 

На вопрос о том, как воспринимают одноклассники их увлечение фольклором, ребята отвечают с улыбкой: 

«Сперва они заинтересованы, но потом это начинает казаться им устаревшим, – объясняет Степан Жуковский, участник ансамбля «Веретенце» и ученик музыкальной школы. По его словам, у большинства сложилось не совсем корректное мнение о русском фольклоре: традиционные песни не ограничиваются «Калинкой – малинкой», как многие привыкли думать».

Пока существуют такие ансамбли, как «Веретенце», можно не сомневаться в том, что фольклор не исчезнет и не станет для детей непонятной причудой прошлого. 

Дети имеют свойство вырастать. Что будет дальше? 

Нет гарантий, что каждый участник детского ансамбля продолжит жить в мире русского фольклора, но многие точно решат продолжить профессионально заниматься традиционной музыкой и танцами.

Лия Простова учится на втором курсе в РАМ им. Гнесиных на специальности хоровое народное пение. Музыка всегда была в ее жизни: сперва детская студия «Кудыкина Гора» в родной Костроме, потом поступление в музыкальный колледж. 

«Детям очень легко воспринимать традиционную русскую музыку, а когда ты уже погружен в нее, то дороги обратно нет,» – смеется Лия, рассказывая о том, как стала профессиональной исполнительницей.

Девушка хочет прививать детям интерес к русской культуре. Цель Лии – не дать русскому человеку забыть свои корни.

Юлия Борисенко учится на втором курсе во МГИКе. В мир фольклорного творчества Юлию привела бабушка. Она отдала ее в музыкальную школу. Девушка признается, что выбор профессии дался ей непросто.

«У меня было два переломных момента: в 9 – ом классе я хотела стать парикмахером, но меня заставили пойти в музыкальный колледж. Сперва я училась нехотя, потом задалась целью поступить в Москву и прониклась идеей петь традиционные русские песни». 

На вопрос, как относятся их родители к тому, что они хотят сделать занятия музыкой своим основным источником заработка, студентки отвечают «хорошо». В конце концов, главным остается их собственное счастье. Пока прометеевское пламя поддерживается молодым поколением, русский фольклор не станет пережитком прошлого.