Thursday, March 28th, 2024

Цикличность музыки: как в мировой истории повторяются линии жизни музыкальных групп

Теория о цикличности истории является довольно распространенной, и мы можем наблюдать её в нашей жизни в самых различных сферах общества. Но повторяется ли что-то в музыке? Мы провели небольшой анализ и готовы им поделиться.

Сравним две музыкальные рок-группы: «Кино» и «Порнофильмы».

  •  «Кино» — культовая музыкальная рок-группа 80-90 годов. 
  • «Порнофильмы» — музыкальная рок-группа нашего времени. 

Почему коллективы разных эпох оказались такими похожими? Возможно, «проблема» в жанре. Рок – это непременно протест чему-нибудь: государству, системе или любви. Эпохи разные, а проблемы всё те же. 


«Группа крови» и «Прости.Прощай.Привет.»


«Группа крови» от «Кино» еще каких-то тридцать лет назад звучала буквально из каждого «утюга». О герое, который ищет себя и страшится перемен, знали все. Его спокойной жизнь среди равнодушие и «пустых» людей помнили наизусть. И как всегда дело не обошлось без любви: 

Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой
Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь». 

О правде и неравнодушии, простоте и удачи мечтает каждый. Так почему бы это не пропеть. «Группа крови» практически гимн поддержке, опора для людей, которые не знают, куда идти. 


«Прости.Прощай.Привет» группы «Порнофильмы» во многом перекликается с композицией группы «Кино»: герой тоже ищет жизненный путь, только он не боится перемен. 

«Правильный диагноз подтверждён — я болен бесконечным зовом далека». 

Расставание с любимой здесь тоже есть, но оно не желанное, а вынужденное.

«Прости.Прощай..., знай я обязательно вернусь»

Герою хочется жить в мире, где нет безразличия, и где есть простота и честность. Счастье заключено в таких мелочах. 

Разная музыка, непохожее исполнение, но смысл один. Цикличность и похожесть человеческих систем координат вряд ли изменится. Каждый видит в песнях то-то своё, все чувствуют их по-разному, но суть от этого не меняется. 


Основное достоинство «Кино» и «Порнофильмов», по мнению критиков и слушателей, — искренность в исполнении песен и текстах. Обе группы не бояться говорить и петь о личном.

Также следует отметить схожесть названий: в теории они практически идентичны, хотя их стилистика и посыл немного отличаются.

Сравним великого немецкого композитора XVII века Баха и популярного музыканта Моргенштерна. На первый взгляд, их легче противопоставить, чем найти между ними что-то общее, кроме сферы деятельности. Однако у них есть сходства даже в биографии. Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, у него не стало отца, Моргенштерн же пережил подобную потерю в 16 лет. Отчасти именно смерть близкого человека помогла им начать творить.

Пусть это и неожиданно, но давайте сравним трек Моргенштерна «Аристократ» и ля-минорную фугу из небезызвестного ХТК Баха. Если проанализировать гармоническую составляющую обоих произведений, то мы обнаружим, что аккордовая сетка в первой половине произведений идентична.

И Бах, и Моргенштерн трансформировали «музыкальную индустрию» своего времени. Иоганн Себастьян сформировал систему настройки музыкальных инструментов: до этого система тональностей была относительной, например, нота до на каждом органе была разной. Одним из плодов этой системы стал “Хорошо темперированный клавир”, отражающий систему кварто-квинтового круга. Моргенштерн же считается «самым эпатажным исполнителем России». Его можно назвать тем, кто интегрировал хайп в российскую хип-хоп и рэп индустрию.  


Клод Дебюсси — известный французский композитор двадцатого века, ведущий представитель музыкального импрессионизма. Одна из его самых известных композиций — «Clair de lune» («Лунный свет»). Произведение очень спокойное. Оно вызывает  у слушателя лишь чувство: умиротворения. Кульминация в пьесе создается за счет смены темпа и громкости мелодии.

Теперь сравним классику и популярную песню XXI века: «Clair de lune» и «Грехи» Егора Крида и Клавы Коки. Обе мелодии наполнены некой плавностью, но в тоже время, похожи по своему настроению. 


Все циклично, и музыка не исключение. Если прислушаться, то даже в самых новых песнях можно услышать отголоски далëкого прошлого. Иногда современные исполнители этого не подозревают, но культурный бэкграунд есть у всех и у всего. В этом особенность эпохи метамодернизма.