Русский след в французской моде: белая эмиграция

Источник: izbrannoe.com
104 года назад произошла Октябрьская революция — событие, полностью изменившее ход истории. Когда большевики пришли к власти, то сразу же начали бороться с буржуазией и былой элитой. Жизнь аристократии перестала быть размеренной и спокойной. После того, как Белая армия потерпела поражение в Гражданской войне, представители высшего общества поняли, что если они не готовы менять привычный уклад жизни, то нужно бежать из страны.

Общее количество белых эмигрантов по разным подсчетам составляет от одного до пяти миллионов человек. Среди них были аристократы, военные, творческая интеллигенция, ученые и просто несогласные с новым режимом люди.
Около 400’000 беженцев приняла Франция, а признанным центром и культурной столицей русской эмиграции стал Париж.
« “Русский Париж” был целым миром. В столице жили ведущие русские интеллектуалы, художники, великие князья и бывшие царские министры. Творческая и культурная жизнь нашей колонии была необычайно активной,»
— пишет богослов и церковный историк Иоанн Мейендорф.

Благодаря смешению русской аристократичности и французского шика зародился особый, неповторимый стиль белой эмиграции.
Если раньше княгини и жены генералов не отказывали себе ни в чем, то теперь они были вынуждены думать о содержании семьи и детей, а не о том, какая ткань сейчас наиболее востребованная.
Несмотря на лишения, отсутствие средств к существованию и отсутствие какой-либо сторонней помощи, женщины ни на минуту не забывали о важности идеального костюма: они старались шить платья и юбки из подручных материалов. Дамы стремились выглядеть согласно последним тенденциям. Началась модная интеграция двух стран.

Русский моделинг
Русские эмигрантки стали примером «идеальной женщины»: невероятно красивые, изящные, образованные — они сразу заслужили расположение местного бомонда.
Проблема состояла только в том, что, приехав во Францию, они столкнулись с полным неприятием в трудовой сфере: страна не встретила их с распростертыми объятиями.
Женщинам, никогда не работавшим ради хлеба, пришлось буквально делать все возможное, чтобы его заполучить. Многие из них вынужденно пошли в модельный бизнес.
«Я тогда содержала всю семью и зарабатывала для родителей. В то время многие русские девушки, если были молоды, не слишком худы или уродливы, шли в “манекены”,»
— пишет модель того времени Мария Аверьино.
Важнейшей личностью в моделинге русской эмиграции считается Мария Эристова или, как ее называли, княжна Мэри. Благодаря аристократичной внешности, блестящим манерам и сильнейшей харизме она сразу полюбилась французским законодателям моды.

Ее гордая, благородная осанка и выразительные, «породистые» черты лица сразу выделяли ее среди остальных манекенщиц. Мария стала звездой модного дома Chanel, которым какое-то время управлял русский князь Сергей Александрович Кутузов.
Несмотря на головокружительный успех Эристовой на модельном поприще, такая карьера ее угнетала — она считала ее унизительной. После паркета Зимнего дворца модный подиум был для нее чем-то непонятным и недостойным.


Вклад в модную индустрию сестёр Оболенских также был огромен. Эти невероятно красивые девушки с восточным типом лица, обрели популярность сразу после того, как получили приглашение в дом Поля Каре. Будучи потомками древнейшего княжеского рода Оболенских, уходящего корнями к Рюриковичам, они вели свое небогатое существование на чужбине, вдали от родной страны, и держались очень стойко.

Русские традиции французской моды
Чем известен княжеский род Юсуповых помимо шикарных дворцов, оставленных в России, и жестокого убийства Григория Распутина?
Основным событием, прославившим потомков этого рода на всю Францию, стало создание IRFE – дома моды, названного по первым буквам имен основателей: Ирины Романовой и Феликса Юсупова.


Главным отличием бренда стало то, что они включали в коллекции вещи, которые ассоциировались с революцией и пролетариатом. Еще до Chanel Юсуповы ввели в моду тельняшку, буденовку и пальто-бушлат.
Ко всему прочему, Феликс был первым, кто загорелся желанием распространить исконно русские предметы гардероба по всему миру. Меховые накидки, кокошники, косоворотки — все это обрело неслыханную популярность именно благодаря ему.

IRFE просуществовал всего семь лет, но даже за этот небольшой срок он оказал большое влияние на другие дома моды. Сразу несколько дизайнеров создали коллекции a-la russe: Chanel, Lucile, Paul Poiré — в них была сама Россия — разная и неповторимая.
Подобных IRFE домов мод создавалось множество. «Арданс» русской баронессы Евгении Кастидис и вовсе был неким нонсенсом: все вещи коллекций шили из ткани одного цвета – сиреневой. Как итог: самое долгое существование «белой» компании на европейской арене брендов: «Арданс» смог прожить более тридцати лет.

20-30-е годы — время особой моды на шляпки. Один из производителей самых лучших из них носил имя «Шапка». Основательницей была Мария Путятина, свекровь великой княгини Марии Павловны. Важной деталью является то, что лицом бренда была княгиня Трубецкая, потомок известных и почитаемых во Франции декабристов. Это не могло оставить «Шапку» без внимания.

Русский след в моде Франции очень велик. Русские манекенщицы были лицами огромного количества французских модных домов, традиционные предметы русского костюма получили распространение в Европе и мире именно благодаря нашей эмиграции. Постепенно ее представительницы стали законодательницами моды: на них равнялись, на них пытались быть похожими.
Белые, несмотря на жизнь вдали от родины, никогда ее не забывали — они жили ей, страдали вместе с ней, были истинными патриотами. Невзирая на все испытания и проблемы, они оставались настоящими русскими, светом нации, и постоянно пытались нести этот свет в остальной мир.