Tuesday, March 19th, 2024

Русский след во французской моде: белая эмиграция

Источник: izbrannoe.com

104 года назад произошла Октябрьская революция — событие, изменившее ход мировой истории. Жизнь ненавистной большевикам аристократии перестала быть размеренной и спокойной. Поражение Белой армии в Гражданской войне сделало необходимость эмиграции бывших дворян очевидной.

Источник: emigrestrip.grayenot.net

Общее количество белых эмигрантов по разным подсчетам составляет от одного до пяти миллионов человек. Среди них были аристократы, военные, представители творческой интеллигенции, ученые и просто несогласные с новым режимом люди. 

Около 400’000 беженцев приняла Франция, а признанным центром и культурной столицей русской эмиграции стал Париж. 

« “Русский Париж” был целым миром. В столице жили ведущие русские интеллектуалы, художники, великие князья и бывшие царские министры. Творческая и культурная жизнь нашей колонии была необычайно активной,»

— пишет богослов и церковный историк Иоанн Мейендорф. 
Источник: tviz.tv

Благодаря смешению русской аристократичности и французского шика зародился особый, неповторимый стиль белой эмиграции. 

Если раньше княгини и жены генералов не отказывали себе ни в чем, то теперь они были вынуждены думать о содержании семьи и детей, а не о том, какая ткань сейчас наиболее востребованна.

Несмотря на лишения, отсутствие средств к существованию и какой-либо сторонней помощи, женщины все равно не забывали о важности идеального костюма: они старались шить платья и юбки из подручных материалов. Началась модная и культурная интеграция двух стран.

Источник: get-tours.ru

Русский моделинг

Русские эмигрантки стали примером «идеальной женщины»: красивые, изящные, образованные — они сразу заслужили расположение местного бомонда. Тем не менее, в этой же стране они столкнулись и с полным неприятием в трудовой сфере.

Женщинам, никогда не работавшим ради хлеба, пришлось делать все возможное, чтобы его заполучить. Многие из них вынужденно пошли в модельный бизнес. 

«Я тогда содержала всю семью и зарабатывала для родителей. В то время многие русские девушки, если были молоды, не слишком худы или уродливы, шли в “манекены”,»

—  пишет модель того времени Мария Аверьино в мемуарах. 

Важнейшей личностью в моделинге эмиграции считается Мария Эристова или, как ее называли, княжна Мэри. Благодаря аристократичной внешности, блестящим манерам и сильнейшей харизме она сразу полюбилась французским законодателям моды. 

Источник: realistpress.com

Гордая, благородная осанка и выразительные, «породистые» черты лица выделяли ее среди остальных манекенщиц. Мария стала звездой модного дома Chanel, которым в то время управлял русский князь Сергей Александрович Кутузов. 

Несмотря на головокружительный успех Эристовой на модельном поприще, она считала подобную работу унизительной. После паркета Зимнего дворца модный подиум был для девушки чем-то непонятным и недостойным. Но нужда обязывала, а чувства, пока была необходимость, скрывались.

Источник: Libmir.com
Источник: postila.ru

Подобная история произошла и с сестрами Оболенскими. Эти красивые девушки с восточным типом лица обрели популярность сразу после того, как получили приглашение в дом Поля Каре. Представляя древний княжеский род, уходящий корнями к Рюриковичам, они вынужденно жили на чужбине, вдали от родной страны, но всегда были стойки.

Источник: postila.ru

Русские традиции французской моды

Известен вкладом в моду и княжеский род Юсуповых. Основным событием, прославившим его на всю Францию, стало создание IRFE — дома моды, названного по первым буквам имен основателей: Ирины Романовой и Феликса Юсупова. 

Источник: konodyukolga.ru
Источник: konodyukolga.ru

Главным отличием бренда от остальных стало включение в коллекции вещей, ассоциировавшихся с революцией и пролетариатом. Еще до Chanel Юсуповы ввели в моду тельняшку, буденовку и пальто-бушлат. 

Феликс также был первым, кто загорелся желанием распространить исконно русские предметы гардероба по всему миру. Меховые накидки, кокошники, косоворотки — все это обрело популярность именно благодаря ему. 

Источник: zoom-journal.ru

IRFE просуществовал всего семь лет, но даже за этот небольшой срок он оказал большое влияние на другие дома моды. Сразу несколько дизайнеров создали коллекции a-la russe: Chanel, Lucile, Paul Poiré — в них была сама Россия, разная и неповторимая. 

Подобных IRFE домов мод создавалось множество. «Арданс» русской баронессы Евгении Кастидис и вовсе был нонсенсом: все вещи в коллекциях шили из ткани одного цвета — сиреневой. Как итог, самое долгое существование «белой» компании на европейской арене брендов: «Арданс» смог прожить более тридцати лет. 

Источник: birdinflight.com

Интересно также и то, что один из самых лучших производителей популярных в 20-30е годы шляпок был связан с Марией Путятиной, свекровью великой княгини Марии Павловны. Лицом же бренда являлась княгиня Трубецкая, которая, будучи потомком известных и почитаемых во Франции декабристов, обеспечила бутик «Шапка» вниманием. 

Источник: interesno.cc

Русский след в моде Франции очень велик. Наши манекенщицы прославили большое количество французских модных домов, а традиционные предметы русского костюма получили популярность, не угасшую и по сей день.

Белые эмигранты, несмотря на жизнь вдали от родины, никогда ее не забывали. Они страдали вместе с ней, были истинными патриотами. Невзирая на все испытания и проблемы, они оставались настоящими русскими, светом нации и постоянно пытались нести этот свет в остальной мир.