Источник: izbrannoe.com
104 года назад произошла Октябрьская революция — событие, изменившее ход мировой истории. Жизнь ненавистной большевикам аристократии перестала быть размеренной и спокойной. Поражение Белой армии в Гражданской войне сделало необходимость эмиграции бывших дворян очевидной.
Общее количество белых эмигрантов по разным подсчетам составляет от одного до пяти миллионов человек. Среди них были аристократы, военные, представители творческой интеллигенции, ученые и просто несогласные с новым режимом люди.
Около 400’000 беженцев приняла Франция, а признанным центром и культурной столицей русской эмиграции стал Париж.
« “Русский Париж” был целым миром. В столице жили ведущие русские интеллектуалы, художники, великие князья и бывшие царские министры. Творческая и культурная жизнь нашей колонии была необычайно активной,»
— пишет богослов и церковный историк Иоанн Мейендорф.
Благодаря смешению русской аристократичности и французского шика зародился особый, неповторимый стиль белой эмиграции.
Если раньше княгини и жены генералов не отказывали себе ни в чем, то теперь они были вынуждены думать о содержании семьи и детей, а не о том, какая ткань сейчас наиболее востребованна.
Несмотря на лишения, отсутствие средств к существованию и какой-либо сторонней помощи, женщины все равно не забывали о важности идеального костюма: они старались шить платья и юбки из подручных материалов. Началась модная и культурная интеграция двух стран.
Русский моделинг
Русские эмигрантки стали примером «идеальной женщины»: красивые, изящные, образованные — они сразу заслужили расположение местного бомонда. Тем не менее, в этой же стране они столкнулись и с полным неприятием в трудовой сфере.
Женщинам, никогда не работавшим ради хлеба, пришлось делать все возможное, чтобы его заполучить. Многие из них вынужденно пошли в модельный бизнес.
«Я тогда содержала всю семью и зарабатывала для родителей. В то время многие русские девушки, если были молоды, не слишком худы или уродливы, шли в “манекены”,»
— пишет модель того времени Мария Аверьино в мемуарах.
Важнейшей личностью в моделинге эмиграции считается Мария Эристова или, как ее называли, княжна Мэри. Благодаря аристократичной внешности, блестящим манерам и сильнейшей харизме она сразу полюбилась французским законодателям моды.
Гордая, благородная осанка и выразительные, «породистые» черты лица выделяли ее среди остальных манекенщиц. Мария стала звездой модного дома Chanel, которым в то время управлял русский князь Сергей Александрович Кутузов.
Несмотря на головокружительный успех Эристовой на модельном поприще, она считала подобную работу унизительной. После паркета Зимнего дворца модный подиум был для девушки чем-то непонятным и недостойным. Но нужда обязывала, а чувства, пока была необходимость, скрывались.
Подобная история произошла и с сестрами Оболенскими. Эти красивые девушки с восточным типом лица обрели популярность сразу после того, как получили приглашение в дом Поля Каре. Представляя древний княжеский род, уходящий корнями к Рюриковичам, они вынужденно жили на чужбине, вдали от родной страны, но всегда были стойки.
Русские традиции французской моды
Известен вкладом в моду и княжеский род Юсуповых. Основным событием, прославившим его на всю Францию, стало создание IRFE — дома моды, названного по первым буквам имен основателей: Ирины Романовой и Феликса Юсупова.
Главным отличием бренда от остальных стало включение в коллекции вещей, ассоциировавшихся с революцией и пролетариатом. Еще до Chanel Юсуповы ввели в моду тельняшку, буденовку и пальто-бушлат.
Феликс также был первым, кто загорелся желанием распространить исконно русские предметы гардероба по всему миру. Меховые накидки, кокошники, косоворотки — все это обрело популярность именно благодаря ему.
IRFE просуществовал всего семь лет, но даже за этот небольшой срок он оказал большое влияние на другие дома моды. Сразу несколько дизайнеров создали коллекции a-la russe: Chanel, Lucile, Paul Poiré — в них была сама Россия, разная и неповторимая.
Подобных IRFE домов мод создавалось множество. «Арданс» русской баронессы Евгении Кастидис и вовсе был нонсенсом: все вещи в коллекциях шили из ткани одного цвета — сиреневой. Как итог, самое долгое существование «белой» компании на европейской арене брендов: «Арданс» смог прожить более тридцати лет.
Интересно также и то, что один из самых лучших производителей популярных в 20-30е годы шляпок был связан с Марией Путятиной, свекровью великой княгини Марии Павловны. Лицом же бренда являлась княгиня Трубецкая, которая, будучи потомком известных и почитаемых во Франции декабристов, обеспечила бутик «Шапка» вниманием.
Русский след в моде Франции очень велик. Наши манекенщицы прославили большое количество французских модных домов, а традиционные предметы русского костюма получили популярность, не угасшую и по сей день.
Белые эмигранты, несмотря на жизнь вдали от родины, никогда ее не забывали. Они страдали вместе с ней, были истинными патриотами. Невзирая на все испытания и проблемы, они оставались настоящими русскими, светом нации и постоянно пытались нести этот свет в остальной мир.