Tuesday, March 19th, 2024

Ксения Хауснер: контраст, вызов и сила женского взгляда в искусстве

Выставка «Правдивая ложь» Ксении Хауснер, одной из самых известных австрийских художниц, будет проходить до 16 января в Пушкинском музее. Художница начинала карьерный путь как театральный художник-постановщик. Уже тогда она успела посотрудничать с всемирно известным Ковент – Гарденом и бельгийским театром Ла Монне. Спустя пятнадцать лет работы в этой сфере, Ксения Хауснер полноценно ушла в свободную живопись. 

Ксения Хауснер
Источник: Xenia Hausner

Уникальный стиль с автором на холсте — нежность, сила и независимость

В творчестве Ксении Хауснер не так много портретов, однако представленные на выставке в Пушкинском музее стоят внимания. Серия картин «До» и «После» показывает внешний и внутренний миры героини. Примечательно, что художница со всех полотен смотрит в глаза зрителю. Что в этом читается: вызов обществу или укор порокам — решать смотрящему. Однако сложно не отметить яркий стиль Хауснер: это и контраст цвета, и отголоски знаменитого Эдварда Мунка, и экспрессионизм. Через все работы художницы красной нитью проходит мотив женской независимости. 

Ксения Хауснер «После» (2004)
Фото: Алевтина Сорокина

Эта сила раскрывается в полотне «Зимний путь». Невзаимное объятие, где героиня Хауснер со всей нежностью смыкает руки за спиной мужчины, но тот даже не смотрит ей в глаза. Мотив некого Ахматовского расставания, где женщина мирно отпускает небезразличного ей человека, а тот даже не может ей ответить взаимностью. Хауснерская героиня снова смотрит прямо в глаза зрителю. 

Ксения Хауснер «Зимний путь» (2016)
Источник: Xenia Hausner

Говоря о стиле живописи Ксении Хауснер, необходимо отметить, что создание ее работ — синтез реальной натуры и фотографии. Методика заключается в том, что модель сперва позирует в студии для первых набросков, а потом уже для снимков. Названия картин — это полунамеки, ассоциации на известные шедевры кино, литературы или политические разногласия (например, полотно «Виляя собакой» отсылает нас к американскому конфликту). Разумеется, австрийская художница не могла оставаться равнодушной к мировым проблемам. 

Как  Ксения Хауснер поднимает вопрос эмиграции в своем творчестве 

Серия картин «Изгнанники» была написана еще в 2017-ом году. Ее идея навеяна вопросом вопросом «переселения народов» из ближней Азии и Африки в Европу. Чтобы понять серьезность этой проблемы, разберемся в истоках миграционного процесса. Официальным началом «кризиса» считается 2015 год, когда неподготовленной Европе пришлось принять несколько волн беженцев. По данным ООН, только тогда почти 65 млн. людей были вынуждены бежать от войны и голода. Среди них: сирийцы, ливийцы, афганцы, пакистанцы и другие народы.

Именно этих людей изображает Ксения Хауснер: уставшие и вечно измотанные беженцы, которым нельзя остановиться ни на минуту, чтобы отдохнуть. 

Ксения Хауснер «Изгнанники» (2017)
Источник: Xenia Hausner

Стоит обратить внимание на женщину с темными кудрявыми волосами в левом углу. Во взгляде эмигрантки усталость и постоянная напряженность. Зритель не видит, на что смотрит дама, остается только догадываться, кого она оставляет на перроне: обретенных друзей, любящих, родных или временный дом. В ближайшем будущем ей предстоит провести долгие часы в очередях и пережить многочисленные проверки документов на блокпостах.

Роль «прекрасного пола» в творчестве Ксении Хауснер очень важна и многозначна.

«Мои героини не пин-ап красотки, а ярко выраженные личности. Они действуют с позиции силы. В моих работах они самоуверенные, но в то же время томящиеся – опасная смесь! Своими дерзкими взглядами они ведут диалог со мной и, конечно же, со зрителями»,

— рассказала художница в интервью журналу Elle.

Мир капитализма с женщинами во главе: 21-ый век дал художницам право высказываться 

Леденящее спокойствие с поджатыми губами — не самая стандартная реакция на нож, занесенный над головой. Однако героиня картины Хауснер «Дикий Разум/Pensée savage» смотрит зрителям прямо в душу и совсем не собирается поворачиваться лицом к убийце. В чем именно воплощен «дикий разум»: лишенное эмоции лицо героини полотна или обезумевшее лицо с ножом — неясно. Хауснер снова ставит в центр своей истории героиню нашего века, а безымянный мужчина отходит на второй план. 

Ксения Хауснер «Дикий Разум/Penseè Savage» (2011)
Источник: Xenia Hausner

На полотне «Колледж Святого Франциска» в центре вновь оказываются женщины. Видно влияние нашего столетия на окружающий мир. Слияние народов под гимн капитализма: на заднем плане ярким пятном бросается в глаза название бренда небезызвестной газировки, а в руках у одной из героинь лежит сладость с буквами M&M.

Ксения Хауснер «Колледж Св. Франциска» (2014)
Источник: Xenia Hausner

Картины Ксении Хауснер, в первую очередь, загадка для зрителя. Какой ответ сможет найти посетитель выставки, остается лишь догадываться.

«Жизнь — это всегда знак вопроса. Я не даю инструкций по применению или указаний, как это нужно прочесть. Напротив. Однозначные интерпретации скучны», — 

а значит, каждый увидит лишь одному ему известную истину.