Friday, March 29th, 2024

Клод Моне снова в Москве — художник, опередивший свое время

Фотография Клода Моне

В саду им. Баумана вплоть до 19 сентября пройдет выставка «Клод Моне. Гений импрессионизма», посвященная человеку, который своим творчеством определил во многом искусство 20-ого века. Клод Моне, — один из самых известных представителей импрессионизма, — писал картины и переносил Эдем из мира фантазий на холст. Работы воспроизведены в стиле «жикле», то есть были воссозданы на холсте с использованием аналогичных фактурных красок.

Зарождение импрессионизма в мире живописи: от презрения до обожания 

В сегодняшних реалиях сложно представить, что когда-то давно творчество Клода Моне было подвергнуто всяческой критике. Более того, слово «impression» было скорее издевкой над художниками, которые решили писать картины не по академическим стандартам. Среди «революционеров» были  Эдгар Дега, Пьер Ренуар и, конечно же, сам Клод Моне. Художники собирались в частных мастерских, где поощрялась полная свобода творчества. На полотнах они стремились поймать «впечатление», поэтому на картинах отсутствуют четкие силуэты: и «Голубых танцовщиц», и «Бал в Мулен де ла Галет», и «Прогулку Дамы с зонтиком» объединяет мягкость и размытость происходящего. Зритель словно во сне, где нельзя четко увидеть лица и детали. «Отчасти это ощущение возникает из-за игры с горизонтом», — говорит Диана, экскурсовод выставки. Импрессионисты не боялись экспериментировать с формой и сюжетами своих полотен. Военные баталии и греческие мифы ушли в прошлое, на их место пришла красота повседневности. 

Главным критиком нового направления стал Луи Леруа, чья разгромная статья в юмористическом журнале Le Charivari нанесла существенный ущерб репутации импрессионистов. Текст был оформлен как диалог между двумя товарищами, которые пришли на выставку «Мятежных художников». Один из них более благосклонен к новому виду творчества, когда второй, некий ученик Бертена, наоборот, критикует каждую картину: 

— Я так понимаю, вас немного удивляет игра цвета…

— Скажите лучше, цветовая каша!

Знал бы тогда Луи Леруа, что к концу 70-ых годов импрессионизм как направление обретет заслуженную любовь как профессиональных критиков, так и простых созерцателей. Финансовое положение Клода Моне позволило ему купить дом в Живерни, где позже была написана одна из самых известных серий картин — «Пруд с кувшинками». До этого художнику приходилось брать любые заказы, чтобы не умереть с голоду. На выставке представлена копия полотна «Вокзал Сен-Лазар» — это первая в истории живописи серия картин, на которых была изображена платформа с железной дорогой. Задержать поезд или специально напустить дым по просьбе художника кажется немного диковатым даже сейчас, однако Моне был известен своим желанием доводить работу до идеала. 

«Пруд с кувшинками (Японский мостик)», Клод Моне

О том, как можно уместить почти все известные цветы в одном саду и, укутавшись в три пальто, изучать эффект «падающего снега»

«Если бы мой друг не был художником, то он стал бы самым трудолюбивым  садоводом», — подмечает поэт Гюстав Кан по приезде в Живерни. Именно в этом месте на севере Франции когда-то жил и творил «отец» импрессионизма. Сад Клода Моне, над которым тот работал сразу после  переезда из Парижа, является одной из самых больших достопримечательностей региона. В письмах он сильно переживает за состояние любимых хризантем, спрашивает у жены: «Остались ли еще цветы в саду? Если будут заморозки, нарежьте из них красивые букеты». 

Художник из всех поездок привозил разные семена, экспериментировал с внутренней декорацией: на территории можно найти как классические французские фонтаны, так и традиционный японский мостик. Однако сад представляет интерес не только для ботаников, но и для любителей импрессионизма со всего мира. Он дает возможность увидеть своими глазами те самые кувшинки, которые изобразил Моне на одной из самых известных картин, или прогуляться по тенистым аллеями с полотна «Дом художника в Живерни». В творчестве этого живописца главные герои не люди, а цветы — отмечает Диана, подводя к одному из самых узнаваемых пейзажей художника — «Поля маков в Аржантее». Зритель не может разглядеть черты лица незнакомки, рядом с которой идет маленький мальчик. Все внимание занимают огромные красные маки, любимые цветы Клода Моне. 

«Сад художника в Живерни», Клод Моне

Информацию о характере художника можно почерпнуть из воспоминаний его современников. Биограф Гюстав Жеффруа акцентирует внимание на невероятном трудолюбии и требовательности Моне к себе. В письме художник отмечает: «Пейзажи воды и отражений стали наваждением. Это выше моих старческих сил, однако я хочу успеть запечатлеть то, что чувствую. Я их уничтожаю и начинаю снова». Журналист Леон Бийо дополняет общую картину своими воспоминаниями от встречи с Клодом Моне: «Сначала я увидел жаровню, потом заметил мольберт, а рядом обнаружил господина, закутанного в три пальто, в толстых перчатках и с наполовину заиндевевшим лицом. Это оказался Моне, изучавший эффект падающего снега. Да, что и говорить, в армии искусства есть свои отважные солдаты!» Отражение его труда можно увидеть в картине «Сорока», где художник рисует необычный для себя зимний период. И даже казалось бы на белой равнине появляются и розовые, и желтые, и синие оттенки снега: Моне не изменяет себе, ведь поймать игру солнца на замерзшей воде – это настоящий вызов для любого художника. 

«Сорока», Клод Моне

Можно бесконечно анализировать картины одного из самых знаменитых импрессионистов, рассуждать об эффекте «настигающей волны» и выверять геометрию композиции на его полотне. Однако главным рефреном выставки остается слоган: «Не думаете, а чувствуйте!» Клод Моне не любил, когда его картины разбирали на пазлы четких сюжетных линий. Он призывал своих зрителей видеть красоту окружающего мира, которую люди часто упускают в бесконечной суете будней.