Sunday, March 3rd, 2024

Услышать «ничего»: как современные художники интерпретируют тишин

Фотография: Майя Шкапина

5 сентября в галерее Stella Art Foundation открылась необычная выставка современного искусства. Светом и цветом удивить уже сложно, но вот звук остается впечатляющим для посетителей музеев. Тем более, выставка Дмитрия Курляндского «Криптотишина» посвящена отсутствию звука как таковому. Экспозиция познакомит посетителей с тремя звуковыми инсталляциями.

Феномен тишины деятели искусства исследовали давно. Самое интересное произведение, о котором вы могли слышать — композиция Джона Кейджа «4’33». Джон был американским композитором и заядлым экспериментатором. Многие его работы в то время были прорывами для музыкального мира. В первую очередь — его пьеса «4’33». Это композиция, во время которой весь оркестр сидит на месте и не издает ни звука. Называется произведение «4’33», так как он продолжительность тишины музыкантов составляет 4 минуты 33 секунды. Состоит из 3 частей: начиная с первой, — 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд, соответственно.

По задумке автора содержанием каждого из трех фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции. На самом деле, у этого «экспериментального сочинения» одна цель: доказать, что настоящей тишины не существует. А также, что невозможно создать тишину искусственно. Ведь в зале все равно кто-то кашлял, где-то ходил сквозняк, трещали половицы. Даже если оркестр молчит, это не значит, что все вокруг не живет. 

Фотография: Майя Шкапина

Именно к этому исследованию Кейджа и обращается современный криэйтор Дмитрий Курляндский в инсталляции «Криптотишина». Он признается, что в современных реалиях работу Кейджа можно переосмыслить. Во времена композитора еще не было Интернета, а сейчас это настолько большая часть нашей жизни, что через нее с легкостью можно посмотреть на феномен тишины под новым углом. «Криптотишина» — попытка услышать «ничего» в сети. 

«Кейдж открыл феномен тишины. Но он, конечно, понимал, что как таковой тишины, ее нет. Есть что-то за ней. В условиях современной, диджитал реалии феномен тишины получилось исследовать глубже. И сейчас это только 4 формата [mp3 mono, mp3 stereo, wav mono, wav stereo], а вообще их бесконечное множество», — рассказывает об экспозиции художник.

«Тишина» Курляндского смещает акцент на радикальную и тревожную инаковость цифровой реальности: воспроизводимый файл действительно проигрывает тишину, однако единственным настоящим слушателем этой цифровой пустоты является машина. 

Фотография: Майя Шкапина

Работ на выставке хоть и не так много, но все они очень самобытны. «Pianospace» представляет собой 24-х канальную генеративную звуковую инсталляцию – оммаж музыкальной традиции сочинения 24-х прелюдий классиками академической музыки, среди которых Бах, Шопен, Дебюсси, Рахманинов, Скрябин, Шостакович и др. Разработанная совместно с медиахудожником Олегом Макаровым программа генерирует в реальном времени рассыпающийся звук фортепьяно, который становится прелюдией, промежуточным, этапом, ведущим к цифровой тишине.

Фотография: Майя Шкапина

Обрамлением проектов выступают четыре произведения из серии «Безвыходные акустические ситуации», в которых звуки человеческого дыхания переплетаются с шумом города, работающих механизмов, шорохами природы и синтезированными звуками, образуя единый «аудиопейзаж». «Я не буду расшифровывать конкретные звуки, но это все особая синтетика: город, природа, человек», — рассказал Дмитрий об этой инсталляции. 

Нужно также упомянуть, что все проекты будут размещены на NFT-маркете и доступны онлайн. Это даст возможность каждому желающему стать соучастниками звукового перформанса, проигрывая файлы на своих смартфонах с помощью QR-кодов.

Выставка «Криптотишина» будет открыта до 7 ноября, так что обязательно успейте на нее попасть.