Thursday, April 18th, 2024

Бог и деньги в эпоху Возрождения: новая выставка в Пушкинском музее

Пушкинский музей умеет удивлять. Главным образом тем, что даже люди, с головой погруженные в искусство, вряд ли угадают, какую следующую выставку можно будет увидеть в его стенах. После нашумевшей и невероятно успешной экспозиции Билла Виолы с его «ожившими» картинами сложно было устроить что-то более масштабное. Однако кураторы ГМИИ им. А.С.Пушкина пошли на беспроигрышный ход – обратились к эпохе Итальянского Возрождения. Эстетика Италии, ее невероятно богатая культура, разные стили эпох сделали новую выставку «Сиена на заре Ренессанса» эксклюзивной. Выставка открылась 25 июня и продлится до 3 октября.

Для начала разберемся с названием. Сиена — город в регионе Тоскана, который находится в самом центре Италии. Он славится своими средневековыми кирпичными зданиями и невероятной историей. Говоря о значимости этого региона, наверное, можно было бы выделить его в отдельную провинцию. Важнейшая часть Сиены – ее Национальная пинакотека, то есть старинное помещение для хранения живописных изображений (например, в Греции это левое крыло пропилей афинского Акрополя с картинами для богини Афины). Сиенская пинакотека хранит произведения с XIII–XV веков. Этому периоду и посвящена выставка в Пушкинском музее.

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание
Джованни ди Паоло , «Мадонна Смирение» (1450 год), Дерево, темпера, золото. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Экспозицию можно мысленно разделить на три части: это строго охраняемый зал с иконами, зал с таволеттами и зал с живописью. В период расцвета в Сиене работали Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти. В первом и самом величественном зале с «иконами» можно найти многочастные алтарные композиции (полиптихи), переносные диптихи и триптихи, небольшие молельные образы составляют обширную коллекцию работ, получивших название золотые фоны.

В части с живописью вам удастся посмотреть на работы признанных итальянских мастеров эпохи Возрождения. Одной из жемчужин выставки является работа Джованни ди Паоло — «Мадонна Смирение», написанная в 1450 году. На фоне темного фона фруктового сада с цветами и деревьями стоит Дева с плодами и младенец, сияющим драгоценностями. Эта картина напоминает о небесном Иерусалиме, о далеком Рае. 

Третья часть, а именно зал с «таволеттами», возможно, понравится посетителям больше всего. Помимо культа Бога в прекрасной Сиене эпохи Возрождения был и другой культ – культ денег. В XII веке Сиена становится городом-коммуной, во главе которой стояло народное правительство Двадцати четырех. Это были члены семейств купцов и банкиров. Они создали работающую, как часы, систему учета расходов и доходов. Провинция Сиена была настолько самостоятельной, что создала собственную банковскую систему, как на Руси это было, например, в Великом Новгороде, до объединения земель. Это была независимая республика, сильная в торговом плане. «Таволетты ди Биккерны» — это старинные книги, придуманные в Сиене, использовавшиеся для учета доходов и расходов. Была у этих книг отличительная особенность: их обложки расписывались вручную, и ни одна из них не повторяла другую. Каждому «банкиру» принадлежала своя книга. Художник изображал владельца книги на обложке, а также герб семейства подчиненных «банкира». В итоге получалось, что книга становилась портретом, по которому каждый быстро мог найти свою «бухгалтерию». В Москву привезли из Архива Сиены 10 «таволетт Биккерны».

Изображение выглядит как текст, внутренний, набитый

Автоматически созданное описание
Маттео ди Джованни. Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной и Христофором. 1490-е гг. Дерево, темпера, золото. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Вход для студентов составляет всего 300 рублей. В Пушкинском музее также можно взять экскурсию и посмотреть еще одну, совсем маленькую выставку, «Этюды о рисунках. Итальянский вклад в русский символизм».