Выставка к 800-летию Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет…»

Выставка к 800-летию Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет…»

Обложка: П. Корин. Александр Невский. 1942. Холст, масло. 275 х 145

«Выявление особенностей исторического жанра» – под таким слоганом в Новой Третьяковской галерее с 13 июня проходит выставка «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского». Экспозиция соседствует с выставочным проектом «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Оба мероприятия будут доступны для посетителей до 8 августа.

Выставка, идея которой принадлежит Патриаршему совету по культуре, организована при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В галерее представлены картины из музейных и частных коллекций со всех регионов России, в том числе те, которые ранее не были показаны московской аудитории (как, например, парсуна «Благоверный князь Александр Невский» из Челябинского художественного музея). 

Экспозиция разделена на шесть тематических зон: «Древняя Русь. Легенды и быль», «Московское царство. Иоанн Грозный», «Герои Смутного времени. Первые Романовы», «Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы», «От Петра Великого до Екатерины Великой», «Военная история России XVIII–начала XX века». Причем только первый зал экспозиции напрямую связан с Александром Невским. Кроме картин, изображающих князя в горностаевой мантии и с мечом в руках, представлена инсталляция из древнего меча и княжеского шлема. А такие художники, как Г. И. Семирадский, А. М. Матвеев и П. Д. Корин, изобразили Невского возносящим молитвы Богу или в рыцарском образе святого защитника русских земель. Этот облик приравнивает правителя и военачальника к былинным героям, что становится идейным мостиком к зоне «Древняя Русь. Легенды и быль».

Такая связь вполне объяснима: героями картин из истории Древней Руси становились русские князья и другие выдающиеся деятели, совершившие военные и религиозные подвиги. В то же время на полотнах В. И. Сурикова, А. П. Рябушкина, С. В. Иванова изображена Русь поэтических легенд. Декоративная красочность напоминает о средневековых фресковых росписях. Находками, не только отразившими представления художника об отечественной истории, но и опирающимися на особенности древнерусской религиозной живописи, стали эскизы В. М. Васнецова к росписям Владимирского собора в Киеве – символическому образу принятия православной веры. 

С разделом «Московское царство. Иоанн Грозный» связь с Александром Невским теряется, а последующие зоны будто бы становятся отдельной выставкой, посвященной только историческим сюжетам. Ожидаемо было бы увидеть сумбурное полотно «Владимир и Рогнеда» А. П. Лосенко, однако столь значимая работа для темы отечественной истории в изобразительном искусстве на выставке не была представлена. Из-за этого изображение становления Московского царства и правления Ивана IV Грозного в контексте выставки не несет никакого основания. 

Тем не менее, внимание к личности Грозного отразило новое понимание содержания и задач исторической картины: художники не только прославляли величие царствования, но и воссоздавали страшные поступки царя. Кроме И. Е. Репина, автора самого знаменитого образа Иоанна, к событиям жизни самодержца обращались В. В. Пукирев, П. И. Геллер, Н. В. Неврев. Самое масштабное полотно раздела посвящено борьбе с боярской вольностью и присоединением Новгородской республики к Московскому княжеству, а не портрету Грозного. В картине «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» К. В. Лебедев впервые в живописи воплотил образ Марфы Борецкой, ставшей в XIX веке героиней литературных произведений, в том числе повести Н. М. Карамзина. 

К. В. Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889

Особенность зоны «Московское царство. Иоанн Грозный» состоит в том, что только у нее есть отдельная комната с возрастным ограничением. Представленные картины связаны скорее не с материалами для взрослой аудитории, а с тем, насколько сенсационными оказались полотна в свое время. Картина «Опричники в доме земского» снискала А. Новоскольцеву славу блестящего колориста. Однако автор был раскритикован представителями Товарищества передвижников за склонность к дешевым драматическим эффектам, схематичности, смакованию сцены насилия.

В картинах раздела «Герои смутного времени. Первые Романовы» перед зрителями предстают образы русских царей, духовенства, народных героев. Изображения перекликаются с уже традиционными символическими портретами спасителей отечества. Выставка становится похожа на собрание работ передвижников и избирательное переосмысление старых экспозиций про историю России. Эта тема становится доминирующей, что подтверждает название выставки – 800-летие со дня рождения Александра Невского только повод переставить кусочки пазла. 

Сюжеты смутного времени показывают стремление художников к исторической достоверности. Прежде чем приступить к работе, они изучали подлинное вооружение и костюмы далекой эпохи. Вместе с тем интерпретация такой темы связывается с сюжетами драматических произведений: сцену из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» иллюстрирует картина Г. Г. Мясоедова, К. Е. Маковский, изображая гибель Ивана Сусанина, словно воссоздает постановку оперы М. И. Глинки.

«Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы» – выбор этой зоны обусловлен тем, что произведения художников-бытописателей отличает этнографическая и археологическая достоверность в передаче архитектуры, костюмов, подробностей обстановки. Опираясь на труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, Н. И. Костомарова, И. Е. Забелина, живописцы придавали своим работам значение научных источников. А. Васнецов в «Московском застенке» обратился к реконструкции архитектурного памятника, но не связал представленную сцену ни с конкретной исторической датой, ни с боярами: палач вытаскивает тела замученных людей из ворот, чтобы родственники могли их похоронить. В 1913 году в письме брату Аркадию Васнецов написал: «Тема почти современная и нам».

А. М. Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912

Раздел «От Петра Великого до Екатерины Великой» представляет картины, посвященные исключительно культу обоих правителей. На них Петр I – не простой человек, а суровый правитель, готовый пожертвовать всем ради государственных интересов. В противовес петровским полотнам эпоха Просвещения и женских правлений привлекали художников авантюрными сюжетами, придворных развлечений и празднеств. Авторы не стремились к иллюстративной точности и добавляли произведениям романтический ореол – очередную особенность исторического жанра. Идеальной иллюстрацией этого подхода стала картина «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» А. Г. Венецианова, которая существует в двух вариантах: уродливо-реальном и цензурно-сентиментальном. 

Тема «Военная история России XVIII–начала XX века» оказывается наиболее близкой историческому жанру. В эпоху классицизма батальные картины, как и исторические полотна, отличались условностью и торжественностью. Тем не менее, непременным условием для таких картин была передача особенностей реальной местности, вооружения и костюмов. Удивительно, но большую часть раздела занимают посвящения Крымской и Русско-турецким войнам, а не более крупным конфликтам. 

Среди натуралистически батальных картин религиозная работа В. Васнецова «Архангел Михаил» становится полной неожиданностью. Сюжет восходит к тексту последней книги Библии (сражение между ангелами и бесами), а изображение высоких домов и электрического света создают впечатление города будущего. Если не брать во внимание исторический контекст (художник работал над полотном в начале XX века, размышляя о природе зла и разрушительных войн), то для рядового посетителя этот экспонат окажется непонятным.

В. Васнецов. Архангел Михаил. 1914-1915. Холст, масло. 292,5 х 129

Именно батальные картины неожиданно завершают выставку. Последний зал возвращает посетителей в начало экспозиции, где на стене изображена временная линия XIII-XVIII веков, от захвата крестоносцами Константинополя до перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. 

В сравнении с соседствующим проектом «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», выставка к 800-летию со дня рождения великого князя кажется незначительной. Количество представленных картин не дотягивает до 200, а выбор тем для исследования исторического жанра в живописи избирателен. Экспозиция почти не обращает внимание посетителей на XX век – одну из самых насыщенных эпох для искусства. Настоящая тема выставки оказывается далека от события, создавшего информационный «шум».

Указом президента России Владимира Путина «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского» в этом году запланировано более 50 крупных мероприятий в различных субъектах Российской Федерации, а также в Белоруссии, Казахстане и Китае. План предусматривает мероприятия по сохранению военно-исторического и культурного наследия. 

Мария Быкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *