Thursday, April 25th, 2024

Манеж поддерживает биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2021»

Фотография: сайт МАММ

С апреля и по 28 июля 2021 года в Москве проходит самая масштабная фотобиеннале года — «Мода и стиль в фотографии — 2021». Главный выставочный зал, Манеж, также присоединился к партнерам фестиваля и поместил в своих стенах несколько современных авторов. В рамках XII Московской международной биеннале музей МАММ представляет в Манеже выставки звезд мировой и отечественной фотографии.

С 9 июня в Манеже можно будет посетить 5 выставок: Ольги Мичи «Уязвимые?», Альберта Тибурци «Блестящая эпоха. Итальянская мода 80-х», Анастасии Самойловой «Зона затопления», Риитти Иконен и Каролин Йорт «Глаза, как блюдца», Вадима Галаганова и Дамира Жукенов «Не для всех».

Уникальная экспозиция фестиваля — собрание «Уязвимые?» российского фотографа и автора фильмов Ольги Мичи. В фокусе ее внимания — проблемы, связанные с глобализацией мира. Цивилизация и технический прогресс добрались до самых отдаленных и потаенных уголков планеты. Самое ужасное в этой тенденции то, что она может привести к исчезновению редких языков, самобытных культур и этносов.

Проект Ольги Мичи посвящен теме сохранения культуры народов Африки, Азии и Севера, традиции которых находятся в причудливом симбиозе с новациями современной европейской цивилизации. Само название проекта, «Уязвимые?», неслучайно включает вопросительный знак. С точки зрения современной цивилизации, коренные народы, безусловно, уязвимы. Однако их самобытность настолько поразительна, что они имеют право на сохранение и восхищение. Эту уникальность и воспевают работы фотографа.

Изображение выглядит как текст, растение

Автоматически созданное описание
Ольга Мичи. Портрет мальчика. Народ сурма. Эфиопия. 2017. Предоставлено автором

Первая персональная выставка Альберты Тибурци в России — культовой итальянской модели и фэшн-фотографа – «Блестящая эпоха. Итальянская мода 80-х». В 1960-е годы Тибурци не сходила с обложек Vogue и Harper’s Bazaar, а ее собственные снимки для модных журналов получили признание классиков мировой фотографии. Поэтому кто как не она могла передать блестящую эпоху французских 80-х.

Женщины на фотографиях Тибурци свободны, современны, энергичны и чувственны. Они существуют в согласии с окружающей природой. Во взгляде Тибурци на женское тело нет и намека на мужской фетишизм, исключительно женская грация. В своих снимках она освобождает чистую красоту и женственность от закрепившихся стереотипов, которые сегодня воспринимаются как пережитки. Потому так прекрасна переданная ей мода 80-х, в которой много элегантного шика, вычурного цвета, строгих, но элегантных женственных фасонов. 

При первом взгляде на фотографии кажется, что автор снимал не обычных модниц того времени, а актрис известнейших театров Франции. Однако, это не так. Костюмы, в которые облачены героини – реальная мода тех годов, идеально воспетая современным фотографом.

Изображение выглядит как текст, человек, в позе

Автоматически созданное описание
Альберта Тибурци. Съемка для книги Роберто Капуччи. 1980-е. Предоставлено автором

Вадим Галаганов, многие годы работавший фэшн-редактором и фэшн-директором в крупнейших глянцевых журналах, в 2020 году начал работу над собственными творческими проектами. Итогом этого стала выставка «Не для всех», организованная совместно с фотографом Дамиром Жукеновым.

Рядом с домом Вадима Галаганова находилась опустевшая во время карантина фотостудия. Пригласив к сотрудничеству фотографа Дамира Жукенова, Галаганов попытался воплотить в реальность три новеллы о красоте, возникшие в его воображении.

Выставка соединяет в себе несколько серий. Для серии «Коды» Вадим Галаганов разработал дизайн головных уборов, которые превратились в арт-объекты, оттеняющие красоту лиц и тел моделей. Серия «Лани» заимствована из эксцентричной и смелой для 1920-х годов постановки «Брониславы Нижинской» на музыку Франсиса Пуленка. Это эстетика Дягилевского времени. Серия Post-Atom Age — посвящена британскому дизайнеру и фотографу Джону Сатклиффу. Его работами вдохновлялись Вивьен Вествуд, Пако Рабан, Александр Маккуин и Тьерри Мюглер, а также героини фильмов (от Женщины-кошки Тима Бертона до Тринити из «Матрицы»). Все серии очень самобытны и четко передают умение фотографа и стилиста работать в жанре фешн-фотографии даже для собственных проектов, а не для модных домой и глянца.

Изображение выглядит как женщина, женский

Автоматически созданное описание
Вадим Галаганов, Дамир Жукенов Из серии «Не для всех». 2020. Предоставлено авторами

Экспозиция Анастасии Самойловой «Зона затопления» — история путешествия наблюдательного человека из Москвы в Майями, где фотограф живет уже 4 года.

Как рассказывает Анастасия, оказавшись в Майами, первым делом она обратила внимание на климат: тропическая жара, почти стопроцентная влажность, а также экстремальная сезонность, когда с июля по сентябрь идут ливни, дуют ветры, гремят грозы, бушуют ураганы. «Зона затопления» — визуальное исследование удивительных парадоксов, противоречий и контрастов, которыми изобилует Южная Флорида. На снимках Анастасии Самойловой Майами похож на студийные декорации: выгоревшие на солнце рекламные баннеры, зазывающие в город мечты, небоскребы и лачуги с изъеденными плесенью фасадами, буйная, сочная растительность.

Красной линией через эти работы проходит идея жизни «на острие климатического ножа». Люди, живущие по береговой линии всегда подвержены влиянию стихии, и главное, чтобы стихия не смогла у них что-либо отобрать.

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание
Анастасия Самойлова. Улица в Саут-Бич. 2018. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова

Выставка «Глаза, как блюдца» — это первый совместный проект финско-норвежского творческого дуэта Каролин Йорт и Риитты Иконен. Работа над ним началась в Норвегии в 2011 году и продолжается до сих пор. Снимки передают национальный колорит родины фотографов.

Источником вдохновения для дуэта послужило изучение фольклора и свойственных ему персонификаций природных явлений, а название многолетнего проекта и этой выставки — «Глаза, как блюдца» — по словам художниц, «заимствовано из народных сказок: в одной рассказывается о собаке с большими глазами, а в другой — про тролля; оба этих персонажа живут под мостом». Герои фотографий авторов очень похожи на мифических персонажей, только лица у них человеческие – старческие. 

Главная и насущная тема сегодня – тема взаимоотношения человека с природой. Каролин Йорт и Риитта Иконен совершили путешествие по пятнадцати странам, изучая отношения с окружающим миром и вкладывая в это исследование свои навыки фотографов.

Изображение выглядит как закрыть

Автоматически созданное описание
Каролин Йорт и Риитта Иконен. Из проекта «Глаза, как блюдца». Бенгт II. Норвегия. 2011 © Каролин Йорт и Риитта Иконен