Фотография: Полина Киселева
1899 год. 56 лет назад началась Крымская война (1853-1856). Война, проигранная Российской империей, ударившая по мировому имиджу страны. По ее итогам России было запрещено иметь флот на Черном море. Погибло более полумиллиона русских солдат.
Но жертва и подвиг народа не забыты. История крымских сражений — гордость и военная слава России. Потому в 1899 году решили торжественно отметить приближающийся 50-ти летний юбилей войны. Одну из ее битв — Оборону Севастополя — было поручено запечатлеть Францу Рубо.
Рубо родился Одессе, но учился в Германии. После 1912 года остался там жить. По происхождению француз, — он считал себя русским: «…Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».
Основоположник школы панорамной живописи в России. В панорамах он отобразил битвы Кавказской войны («Штурм аула Ахульго», 1890) и Отечественной («Бородинская битва», 1912). Второй его масштабной работой, 115 метров в длину и 14 метров в ширину, стала панорама «Оборона Севастополя».
Переносить готовые эскизы на полотно Франц Рубо планировал уже в специальном здании панорамы, но оно еще не было построено. Пришлось ехать в Мюнхен и на свои деньги возводить подходящую мастерскую. Вместе с Рубо над картиной работали художники Мерте, Шенхе, Фрош и еще двадцать студентов Баварской академии художеств.
Впервые посмотреть на творение Рубо на Исторический бульвар в Севастополь приезжали 14 мая 1905 года ветераны Крымской войны, которые назвали картину весьма достоверной.
Исторический бульвар. Место Четвертого бастиона, где принимал участие в обороне Л. Н. Толстой в возрасте 28 лет. Круглое здание, куда свет проникает через круглое окно в крыше, отражаясь на картину полотняным рефлектором. Винтовая лестница ведет на смотровую площадку. Открывается вид на Малахов курган, левее — белокаменный дымящийся Севастополь.
Раннее теплое летнее утро. Еще не совсем сошел туман. Сегодня, 6 июня 1855 года, 173-тысячная армия французских и английских войск атакует 75-тысячную армию русских. В небе — дымки разрывов артиллерии. На вершине стоит почти разрушенная каменная башня, левее — противоштурмовая батарея. Видна фигура П. С. Нахимова, следящего за отражением штурма. Здесь же, на кургане, 28 июня Нахимов будет смертельно ранен.
Перевязочный пункт. Только что на бричке сюда приехал Н. И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии, и теперь дает указания военному медику. Из землянки выглядывает сестра милосердия; с надеждой и радостью она смотрит на хирурга.
«Великий хирург пользовался огромным авторитетом у защитников Севастополя. Вера в Пирогова у солдат и матросов была настолько велика, что однажды они, принеся на носилках на перевязочный пункт убитого солдата без головы, на вопрос удивленного медика ответили: “Ничего, Ваше благородие, голову несут за нами: авось, господин Пирогов как-нибудь привяжет. Человек-то больно хорош!”» — Россейкин Б. М. «Панорама “Оборона Севастополя”», 1960 год.
Сцены с Пироговым, как и, например, возвращения с разведки матроса Петра Кошки и Федора Заики с пленным французом, изначально не было на панораме. 25 июня 1942, во время второй обороны Севастополя, фашистские войска, целясь в здание панорамы, разбомбили и обстреляли его. До тех пор, пока не обвалилась крыша, солдаты по обрывкам собирали произведение. В итоге 1/3 панорамы была уничтожена, реставрация оказалась невозможной. Тогда советские власти решили писать картину вновь.
Работа над картиной вошла в пятилетний план восстановления страны после войны. Руководил проектом академик живописи В. Н. Яковлев, после его смерти — П. П. Соколов-Скаля. Тогда же панорама была дополнена некоторыми новыми эпизодами. В 1954 году здание вновь открылось для посещения.