Wednesday, April 24th, 2024

Севастопольская панорама: 360° героической битвы Крымской войны

Фотография: Полина Киселева

1899 год. 56 лет назад началась Крымская война (1853-1856). Война, проигранная Российской империей, ударившая по мировому имиджу страны. По ее итогам России было запрещено иметь флот на Черном море. Погибло более полумиллиона русских солдат. 

Но жертва и подвиг народа не забыты. История крымских сражений — гордость и военная слава России. Потому в 1899 году решили торжественно отметить приближающийся 50-ти летний юбилей войны. Одну из ее битв — Оборону Севастополя —  было поручено запечатлеть Францу Рубо. 

Фотография

Рубо родился Одессе, но учился в Германии. После 1912 года остался там жить. По происхождению француз, — он считал себя русским: «…Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». 

Основоположник школы панорамной живописи в России. В панорамах он отобразил битвы Кавказской войны («Штурм аула Ахульго», 1890) и Отечественной («Бородинская битва», 1912).  Второй его масштабной работой, 115 метров в длину и 14 метров в ширину, стала панорама «Оборона Севастополя». 

Фотография: Полина Киселева

Переносить готовые эскизы на полотно Франц Рубо планировал уже в специальном здании панорамы, но оно еще не было построено. Пришлось ехать в Мюнхен и на свои деньги возводить подходящую мастерскую. Вместе с Рубо над картиной работали художники Мерте, Шенхе, Фрош и еще двадцать студентов Баварской академии художеств. 

Впервые посмотреть на творение Рубо на Исторический бульвар в Севастополь приезжали 14 мая 1905 года ветераны Крымской войны, которые назвали картину весьма достоверной. 

Исторический бульвар. Место Четвертого бастиона, где принимал участие в обороне Л. Н. Толстой в возрасте 28 лет. Круглое здание, куда свет проникает через круглое окно в крыше, отражаясь на картину полотняным рефлектором. Винтовая лестница ведет на смотровую площадку. Открывается вид на Малахов курган, левее — белокаменный дымящийся Севастополь.

Фотография: Полина Киселева

Раннее теплое летнее утро. Еще не совсем сошел туман. Сегодня, 6 июня 1855 года, 173-тысячная армия французских и английских войск атакует 75-тысячную армию русских. В небе — дымки разрывов артиллерии. На вершине стоит почти разрушенная каменная башня, левее — противоштурмовая батарея. Видна фигура П. С. Нахимова, следящего за отражением штурма. Здесь же, на кургане, 28 июня Нахимов будет смертельно ранен.

Фотография: Полина Киселева

Перевязочный пункт. Только что на бричке сюда приехал Н. И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии, и теперь дает указания военному медику. Из землянки выглядывает сестра милосердия; с надеждой и радостью она смотрит на хирурга. 

«Великий хирург пользовался огромным авторитетом у защитников Севастополя. Вера в Пирогова у солдат и матросов была настолько велика, что однажды они, принеся на носилках на перевязочный пункт убитого солдата без головы, на вопрос удивленного медика ответили: “Ничего, Ваше благородие, голову несут за нами: авось, господин Пирогов как-нибудь привяжет. Человек-то больно хорош!”» Россейкин Б. М. «Панорама “Оборона Севастополя”», 1960 год. 

Фотография: Полина Киселева

Сцены с Пироговым, как и, например, возвращения с разведки матроса Петра Кошки и Федора Заики с пленным французом, изначально не было на панораме. 25 июня 1942, во время второй обороны Севастополя, фашистские войска, целясь в здание панорамы, разбомбили и обстреляли его. До тех пор, пока не обвалилась крыша, солдаты по обрывкам собирали произведение. В итоге 1/3 панорамы была уничтожена, реставрация оказалась невозможной. Тогда советские власти решили писать картину вновь. 

Работа над картиной вошла в пятилетний план восстановления страны после войны. Руководил проектом академик живописи В. Н. Яковлев, после его смерти — П. П. Соколов-Скаля. Тогда же панорама была дополнена некоторыми новыми эпизодами. В 1954 году здание вновь открылось для посещения.