Нехорошая Аннушка из нехорошей квартиры: образ и прототип

Нехорошая Аннушка из нехорошей квартиры: образ и прототип

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Действие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита» тоже происходит в мае. Поэтому самое время посетить музей «Нехорошая квартира» на Большой Садовой, 10.

Среди множества экспонатов там  присутствует фотопортрет прототипа  одного из образов романа – Аннушки, разлившей масло. Образ Аннушки-Чумы, пусть и второстепенный, выражает в произведении слишком многое и не может остаться незамеченным. Она и олицетворение возмездия, и орудие судьбы, и символ коммунального быта, и  «перевертыш» библейской «женщины с алавастровым сосудом», которая помазала голову Иисуса. Филолог А.

Сидоров считает, что Аннушка выражает еще и идею смерти, так как именно это имя в уголовном жаргоне 1920-х годов означало гибель. Некоторые  исследователи проводят параллели между виновницей смерти Берлиоза и трамваем «Аннушка», как в те времена называли трамвай А в отличие от «Букашки» Б. 

Прообразом Аннушки-Чумы стала Анна Горячева, соседка Булгакова по квартире номер 50. Ее персонаж кочевал по многим произведениям писателя, но наибольшую известность получил именно благодаря роману «Мастер и Маргарита». Саму Горячеву  прозвали «дурой с Садовой». Это была редкая склочница и скандалистка, зачинщица постоянных ссор и споров. 

По ее вине в коммуналке обитали не только люди, но еще и петух с поросенком. От последних ужасно пахло, всегда было много шума. Из-за криков, странных звуков и запаха соседи часто вызывали милицию, но, к сожалению, это успокаивало женщину лишь на время.

Вот как события в комнате «дуры с Садовой» описывала первая жена Булгакова Татьяна Лаппа: «И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите! Помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит – они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели». Писателя соседка терзала постоянно, мешая ему работать. С мужем Анну не замечали. Зато известно о ее сыне Шурке, которого она постоянно била. Булгаков часто заступался за мальчика, но это не помогало. Однажды Булгаков написал об этом так: «Шурку она имеет право бить, потому что это ее Шурка. И пусть я заведу себе „своих Шурок“ и ем их с кашей».

Кухня, где Анна проводила больше всего времени 

Достоверно род деятельности Анны Горячевой неизвестен. Некоторые исследователи утверждают, что она была безработной. Булгаков так описал характер занятий своей литературной героини: «Никто не знал, да, наверное, и никогда не узнает, чем занималась в Москве эта женщина и на какие средства она существовала». Однако посещая музей «Нехорошая квартира» можно ознакомиться с одной из версий возникновения фразы Аннушки из романа: «Мне ли бриллиантов не знать». 

В соответствии с этим предположением, Анна занималась куплей-продажей краденых вещей. Поэтому-то и разбиралась в бриллиантах, и имела деньги на жизнь. Гипотеза точного подтверждения не имеет. При этом, если теория верна, очень ироничен тот факт, что правнук Анны, который привез в музей ее фото и сейчас является преуспевающим швейцарским адвокатом, восхвалял свою родственницу и просил поставить памятник своей криминальной прабабушке. 

Анна Жаббарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *