Tuesday, April 16th, 2024

Шабаш на Лысой горе — актуально всегда

«Бери свою метлу, полетели на шабаш», — поет Юрий Хой (Клинских) из группы «Сектор газа».

Именно это и происходит в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Вальпургиева ночь или Белтейн, аналогичный Самайну, кельтскому празднику, известному в наши дни как Хэллоуин, но только это был праздник плодородия. Кельты верили, что в эти две ночи запечатанные двери между мирами открываются и «недовольные» мертвецы и духи выходят и бродят среди людей, а ведьмы отплясывают на шабаше.

Но не все народы относились к первой майской ночи так, как это делали романоязычные и скандинавские народы. Итальянцы, например, в эту ночь ходят маленькими группами от дома к дому с зеленой веткой, украшенной лентами и цветами и поют песни. Иногда молодой человек из группы может оставить ветвь у дома возлюбленной, и тогда это рассматривается как предложение руки и сердца.

Константин Непо, «Вальпургиева ночь»

Вальпургиева ночь названа именем святой девы Вальбурги, целительницы.

Как гласит легенда, во время строительства монастыря, на месте которого была захоронена Вальпургис (это одна из вариаций ее имени), ее могила была осквернена, и потревоженный дух девы явился епископу. Что произошло между ними так и остается загадкой.

Но после этого явления настоятелю мощи Вальбурги были перенесены и захоронены на горе, а рядом забил источник целебной воды. Деву же причислили к лику святых.

Впервые упоминание о главной ночи для ведьм находим в средневековых протоколах инквизиции.

Святая инквизиции считала ведьмами женщин, вступивших в связь с дьяволом. Полагалось, что к утехам с дьяволом прибегали замужние или стесненные нуждой женщины. Много веков девушки были существами слабыми и безропотными и, конечно же, подверженные порокам. 

Обвинение в связи с дьяволом было самый распространенным. В этом преступлении подозревали почти всех ведьм. Инквизиторы полагали, что дьявол хитрыми и сладкими речами соблазнял женщину, утешал ее в горе, обещал ей горы сокровищ, обволакивал заботой. Если же ответ был отрицательным, он, как и большинство мужчин, применял силу — колотил несчастную и запугивал ее. В любом случае результат был один — женщина становилась ведьмой.

А почему же чаще дьявол совращал замужних? А потому, что, на основании признаний на судах инквизиторов, соблазнение несвободных женщин было для дьявола двойным удовольствием – он совращал саму женщину и оскорблял брачное таинство.

Шабаш ведьм – кульминация связи с дьяволом. Обычно грандиозная «ведьминская тусовка» совпадала с христианскими праздниками: Пасхой, Троицей, Ивановым днем, Рождеством.

Франсиско Гойя, «Шабаш ведьм»

Плюс величайшим событием для них была и сама Вальпургиева ночь.

В эту ночь в народе сохранялись традиции Белтейна, но и добавлялось “свое” — так, ведьм изгоняли, разводили костры, на которых сжигались чучела злых существ, совершались обходы домов с факелами под звон церковного колокола.

Наши предки одевались в одежду красных, оранжевых оттенков, зажигали хотя бы свечу, отгоняли отрицательную энергетику, были осторожны в словах.

Мужчины предпочитали в эту ночь не общаться с девушками, вдруг избранница окажется ведьмой.

Одно из интересных поверий гласило — нельзя приносить в последнюю ночь апреля в дом сирень. Ее запах может задурманить голову, и человеку захочется уйти в другой мир вместе с духами.

Вернемся к шабашам. На самом деле в будни ведьмы тоже собирались на свои «тусовки», один раз в неделю, но именно в Вальпургиеву ночь на шабаше появлялся сам дьявол. Местом для праздника выбирали обычно горы, равнины, кладбища, перекрестки или развалины замков, а когда ничего подобного не было поблизости, для шабаша могли подойти даже городские погреба.

У славян считалось, что все ведьмы летят на Лысую гору, в древности на ней проводились казни неугодных людей и различные обряды язычников.

Франс Франкен Младший, «Шабаш ведьм»

Одна из самых известных гор для шабаша по праву считается Броккен в Германии. О том, что происходит на вершине, сложено огромное количество легенд и сказок. Погода на вершине этой горы всегда скверная — ледяной ветер, а бывает и снег.

В Швеции есть такая же гора Блокула, ей управляет демон Антессер. Он доставляет на вершину всех участников шабаша и является покровителем шведских ведьм. Его описывают как мужчину с рыжей бородой и в сером кафтане с красными штанами, на голове остроконечная шляпа.

Шабаш в Вальпургиеву ночь был обязателен для посещения не только каждой уважающей себя ведьмой, но и любым демоном или новообращенным.

Дьявол ударяет ровно шесть раз в специальный гонг за двадцать часов до шабаша. Этот звук не слышен для смертных, а вот нечисть, корчась, не может не явиться по зову хозяина. Тех, кто осмеется ослушаться его, ждали неминуемая кара: сам дьявол насылал на них адские муки, сопровождающие ведьм всю ночь, а на утро забирал жизнь. Духи же лишаются свободы на тысячу лет.

К этому «мероприятию» все тщательно готовились: ведьмы натирались мазью, а потом брали свои метлы, а иногда кочергу или даже ящик, и летели. На метле, по одной из версий, надо летать задом наперед. Путь проходит через дымовую трубу по воздуху, высоко над землею, есть у ведьм есть и другая «опция»: бежать на «сходку» в образе собаки, кошки или зайца.

Девушки собираются по 13 человек и ждут дьявола. Он появляется на коне с крыльями летучей мыши, но может явится и в любом из своих обличий. Открывается шабаш, когда сатана садится на трон, а подданные падают ниц.

На шабаше действует принцип «все наизнанку».

Ведьмы отчитываются за свои проступки, самые тяжкие не прощаются, и ведьма отправляется в ад.

Последними же подходят к Господину, как все называют на шабаше дьявола, смертные, продающие свою душу.

Ричард Корбен, «Сатанинский шабаш»

Затем начинается сам праздник: все начинают плясать спиной друг к другу, образуя круг. Кроме танцев, происходит трапеза, где все участники шабаша едят отвратительные блюда: жабы, сердца умерших и некрещеных детей, нельзя употреблять хлеб, соль и вино. 

После пира опять начинаются пляски.

В полночь все опять падают на колени перед своим повелителем — это момент наивысшего поклонения сатане.

В конце шабаша происходит черная обедня, истинное надругательство над верой христиан. Сатана выходил на алтарь и пародировал обедню, предлагал для поклонения свеклу или красную морковь. Все участники издевались над таинством крещения и наступали ногой на крест.

Шабаш продолжается до появления зари и первого пения петухов. Тогда все исчезало, и все участники разлетались в разные стороны. На обратном пути домой ведьмы разбрасывали свои мази и яды на поля, скот и людей и сеяли повсюду порчу и пагубу.

В Германии каждый год в город Тале отмечается Вальпургиева ночь, вот только из-за пандемии коронавирусной инфекции в этом году опять отменили празднования. 

А так, первый такой праздник для смертных был проведен в 1896 году в честь «Фауста» Гете, произведения, где Иоганн Вольфганг подробно описал шабаш ведьм.

1 мая в Германии считается официальным выходным.

Источник обложки: https://regnum.ru/news/2444400.html