Sunday, May 19th, 2024

Мифы о классической музыке

Несомненно, каждый человек отличит классическую музыку от любой другой. Что такое классическая музыка? Понятие «классика» вроде бы означает что-то незыблемое, что-то, что никогда не меняется. Но это не так! То, что входит в это понятие, постоянно меняется, устаревает и забывается, а какие-то вещи наоборот – появляются.

Если взять коробочку с классической музыкой, открыть её, посмотреть, что там находится, то можно увидеть несоизмеримые друг с другом вещи, которые лишь на современный слух (который уже слишком много всего воспринимает) могут казаться чем-то единым. Там будет и классика, и романтика, и музыка XIX века, и барокко, и джаз, и даже рок. На самом деле, современная классическая музыка = академическая музыка. И объединяет эту музыку только несколько условных параметров: во-первых, это музыка, которая написана в нотах. Во-вторых, это музыка, которая воспроизводится на устоявшихся инструментах симфонического оркестра.

Миф первый: классика – это вершина музыки

Европейская классическая музыка является конечным продуктом эволюции искусства? Нет. Это мнение распространилось в XIX – начале XX веков, когда люди считали, что достигли апогея развития: заметна тенденция к занижению ценности и предыдущей музыки (более старой) и музыки других культур, различных стран и другой классики, которая на деле древнее европейской. Иранская, арабская и китайская классики существуют гораздо более продолжительное время в законсервировавшемся и устоявшемся виде.

Миф второй: классика записана раз и навсегда

Существование нотной записи подразумевает, что музыка окончательно зафиксирована и может быть воспроизведена в любой момент? Нет, на самом деле, нотная запись даёт достаточно условные показатели, благодаря которой музыкант, обязанный четко понимать, к какому стилю относится эта музыка и как ее следует исполнять, сможет воспроизвести музыку наиболее адекватно. Музыкальная культура всё ещё остаётся устной.

Миф третий: классику надо слушать в концертном зале

У людей в голове укоренилась мысль, что классика – это музыка, которую стоит слушать только в отведенном для этого пространстве. Эта традиция, на самом деле, довольно молода, а сейчас она медленно умирает. Привилегированное сословие изучало нотную грамоту наравне с языками и грамотностью, а большую часть музыки люди играли для самих себя, из таких людей составлялись общества любителей гармонии, и в этих обществах они составляли такую среду: нанимали оркестры и снимали залы. Эти общества назывались филармониями.

Миф четвёртый: чтобы слушать классику, нужен особый слух

По обе стороны баррикад находятся особенные люди: с одной стороны, это особенные исполнители, которые не играют ни одной фальшивой ноты, а с другой слушатели, которые обладают абсолютным слухом? Так ли это на самом деле? Нет. Для музыкантов, играющих историческую музыку, абсолютный слух зала мешает им! Ведь в разные эпохи ноты игрались в разном диапазоне и истинные мелодии способен услышать каждый человек.

Миф пятый: вся классика – это шедевры великих композиторов

Одна из черт классики – это стремление слушать и исполнять исключительно шедевры. К чему он приводит? Музыки становится всё меньше и меньше. Существует тенденция приписывать композиторам, которые названы великими, самое новаторское, что происходило в музыке. На самом же деле, самые знаменитые композиторы были совсем не новаторами, а наоборот – старомодными исполнителями! Например, Иоганн Себастьян Бах в своё время считался устаревшим! Стремление к употреблению только шедевров приводит к тому, что музыку становится сложнее понять, труднее узнать почему эта музыка считается шедевром и чем она отличается от не шедевра.

Классическая музыка прекрасна тем, что её можно по-разному интерпретировать и пересоздавать. Но сколько раз можно интерпретировать одно произведение? Что будет дальше? Ясно только одно – энергия, вложенная когда-то композитором в произведение, не закончится никогда.