Sunday, March 3rd, 2024

Земфира — лучший сонграйтер в России?

Песни Земфиры несомненно отличает самобытность и уникальный стиль исполнительницы. Знаменитая рок-певица так отзывается о своих текстах:

“Мне кажется, о текстах нет смысла говорить. Потому что тексты — это твои какие-то жизненные позиции, представления, настроения на данный момент, зафиксированные именно в этих предложениях. А что там сказать? Может случиться так, что написал — а уже минуты через три не согласен. Настроение поменялось. Очень не люблю править свои тексты, потому что тогда можно всё исправлять — начиная с первой буквы и заканчивая последней точкой.”

из интервью журналу “Афиша”

Песни затрагивают абсолютно весь спектр человеческих эмоций

От вопросов “Кто я?” и “Куда я иду?” до сложных любовных переживаний. Земфира смотрит на мир ещё не до конца открытыми глазами юного человека. В её текстах светлое чувство любви идёт в паре со смертью, например в песне «Синоптик»: «в воле к жизни наивысший результат достигается через гибель». Песня «СПИД», буквально говорит нам: «любишь — умираешь». Через её тексты красной нитью проходят табуированные, но распространённые среди людей вещи: непонимание и депрессия. Она говорит простым и понятным любому человеку языком, каждый находит свою песню. Земфира закладывает в каждой песне смысл “между строк”, аллегоричность и символичность которого все интерпретируют через призму собственного жизненного опыта.

Огромное количество интересных изобразительно-выразительных приемов в тексте

Рассмотрим песню «Самолет» – знаковую для творчества певицы.

“Сколько в моей жизни было этих самолетов,

Никогда не угадаешь где же он не приземлится.

Я плачу за эти буковки и цифры,

Улечу на этом кресле прямо в новости,

Давай, я позвоню тебе еще раз,

Помолчим, поулыбаемся друг другу.”

Главная тема песни — это переживание разлуки с любимым человеком, где эмоция становится предметом гиперболы. Героиня текста находится в самолете, который готовится к взлету, и переживает свое положение как максимально гиперболизированную отделенность от другого и от мира, как одиночество и отсутствие свободы, которые достигли апогея. Такой разлуке можно противопоставить столь же особенную связь — появляется второй мотив песни — телефонный звонок. Метафорично самолет — беззащитность перед жизненной необходимостью. Он отрицательно противопоставлен человеку. Рядом с ним телефон — наоборот, образ духовной жизни человека. Он — средство не голосовой, а телепатической связи. В этом мотиве выражается представление о любви как сильнейшей связи двух людей, способная противостоять любой энтропии.

Очень красивые, разнообразные гармонии, которые создают такую особенную атмосферу певицы

Российский журналист Владимир Полупанов в музыке Земфиры говорил, что Земфира — это «мажорный гитарный поп 90-х, разбавленный наивными клавишными 70-х» и уверял в  «тембральных совпадениях с агузаровским вокалом». Земфира долго искала себя, много экспериментировала со стилями и звучанием. К альбому “Спасибо” она ушла в более сложную музыку, не утеряв свою самобытность.

Манера исполнения может быть разной, но всегда невероятно цепляющей

Создаётся впечатление, что ты общаешься с близкой по духу подругой. Все её песни —  диалог, она общается только с тобой, а ты ей отвечаешь своей бурей эмоций. 

Источник обложки: https://www.youtube.com/watch?v=i24-LH7UJ1I