Sunday, May 19th, 2024

Как написать современную музыку: что такое додекафония?

Что общего между музыкой Моцарта, Чайковского, групп “Ласковый май” и “Битлз”? Красивая гармония? Почти! Для создания мелодии для такой музыки используется определённый набор звуков, который слышится не как хаотичный, а как очень логичный для европейского слуха. 

Такой набор звуков называется лад. В музыке есть двенадцать нот, их хорошо видно, если посмотреть на клавиатуру фортепиано: семь белых и пять черных клавиш. Если вытянуть эти звуки в одну линию, то чётко слышится двенадцать разных звуков. Звучит неплохо, но мелодия не складывается, потому что расстояние между нотами одинаковое,  мы не можем понять, какая нота здесь основная, а какие в нее стремятся. Чтобы создать иерархию между звуками, из них надо взять семь с разными, строго определенными расстояниями между ними.

В Европе много веков подряд бытовали всего два лада: мажор и минор, каждый из которых составляет семь нот. Долгое время музыку писали, используя только этот набор нот! Именно из этих звуков композиторы составляли аккорды, которые поддерживали основную мелодию. 

Композиторам 20-го столетия стало тесновато — им нужно больше звуков! Они начали использовать новые комбинации и старались задействовать все двенадцать нот по-разному. Стало понятно, что скоро появится новый лад, новая система взаимоотношений между звуками. Сейчас, когда мы слышим такие композиции, мы говорим: “Вот это современная музыка!”. 

Арнольд Шёнберг, немецкий композитор, задумал изобрести новую систему взаимоотношений между звуками, чтобы избавить музыку от устаревшей системы. И в 20-х годах прошлого века Шёнберг написал и опубликовал статью “Как писать музыку по-новому?”. В ней он пишет, что мажор и минор исчерпали себя и уже не могут выразить то, что хотят сказать новые композиторы, что ноты пора избавить от тяготения. Именно Шёнберг предложил использовать в музыке все двенадцать нот, ни одна из которых не будет главной. Так как по-гречески двенадцать значит “додека”, а звук — это “фон”, то решили назвать такую технику “додекафония”, то есть “двенадцатизвучие”. Построить мелодию, чтобы мы не слышали никакую иерархию не так просто! Нужно использовать необычное сочетание звуков, которые человеческий мозг воспринимает по-особенному, не успевает сориентироваться: “Какой звук будет дальше?”. Но без ритма всё какое-то не такое! В музыку надо добавить ритм! Такая мелодия уже может передать, что чувствует композитор. 

Что делать дальше? Сыграть их наоборот! Подставить воображаемое зеркало. Ускорить, замедлить, а потом послушать, как эти варианты звучат вместе и получится полифоническая пьеса! 

То есть, чтобы написать музыку, надо взять двенадцать нот, составить серию из неповторяющихся нот, которые имеют необычное звучание. На слух получается хаос, а на деле мы рационально композиционно выстроили нужное сочетание, которое мы по-разному играем! Метод ясен! 

О чём же додекафония? О том, что люди сочинили вокруг себя потрясающий рациональный мир, который на деле работает максимально хаотично! 

Что послушать из серьёзной музыки с додекафонией? У истоков стояли три композитора: Шёнберг, Берг и Веберн, которые составляли новую венскую школу. Из современных композиторов — Мартынов.