Thursday, April 25th, 2024

Игорь Синельников: «Важно, чтобы мое творчество ассоциировалось с моим именем»‎

Недавно мне удалось пообщаться с Игорем Синельниковым – журналистом, event-организатором, сессионным музыкантом и гобойным популистом. Поговорили об академическом образовании, проблемах мира музыки, о кризисе в музыкальной индустрии и раскрыли подробности жизни человека, играющего на никому неизвестном инструменте. 

Ты закончил музыкальную школу по классу гобоя – это обычный для классики, но экстраординарный инструмент для всех остальных жанров. Расскажи, как ты пришёл к тому, чтобы работать с эстрадными коллективами и заниматься созданием всей этой гобойной годноты: цитаток, мемчиков, познавательных рубрик?

Я учился на классического оркестрового музыканта. К концу первого курса пришло осознание, что это мне не интересно.. И как-то так пошло, что я начал смотреть в сторону рок-музыки, шоу-бизнеса и вот этого всего. Но в этой тусовке никто ничего про гобой не знает, поэтому пришлось рассказывать 🙂

Скажу честно, до того, как начать знакомство с тем, чем ты занимаешься, я даже не знала, как выглядит гобой 🙂

Мне много кто так говорит. Изначально мои заметки, статьи и прочее – это всё начиналось именно для того, чтобы люди просто понимали, с чем я имею дело, как это звучит и, грубо говоря, что меня можно куда-то приглашать. Потом как-то так вышло, что я начал очень много об этом писать, в таком серьёзном, но доступном формате. А однажды в голову пришло, что это всё можно сделать в виде мема. Я опубликовал, народу понравилось. Это стало доброй традицией.

Если бы у тебя была возможность вернуться в прошлое, ты бы сознательно снова выбрал гобой, а не, например, ту же трубу?

Я думаю, что снова бы выбрал гобой. Очень сложный инструмент, но это же реально один сплошной мем. Лично для меня это плюс, который значительно перевешивает все минусы.

Я видела у тебя в инстаграме (@igorsoboe) фотографии из МГИМ им. Шнитке. Это и есть тот музыкальный колледж?

Да. Там были, так скажем, некоторые проблемы. И тот факт, что я пришёл в рок-тусовку связан не только с моим персональным желанием оставить классику. Думаю, сначала я рассматривал это как способ переключиться на что-то другое, а интерес пришел потом.

 Можешь подробнее рассказать о том, какую специальность ты получил?

Я учился на академического музыканта по классу гобоя. По диплому я оркестровый музыкант и преподаватель музыкальной школы. Но навряд ли пойду преподавать в какое-то учебное заведение, это неинтересно. 

А в процессе обучения были какие-то моменты, когда ты понимал, что система образования загоняет тебя в рамки и даёт не совсем нужную информацию?

У всех классических школ и образовательных заведений есть общие моменты. Очень смущало, что нас вообще не учат импровизировать. Всё строго по нотам, всё строго в рамках стиля, который задал композитор. Прямо скажем, мне нужно было больше свободы. Так что этому уже пришлось учиться самому.

Наверное, из-за этого у тебя были конфликты с преподавателями.

Были, хотя я старался по возможности ни с кем не конфликтовать. Но многим преподавателям не нравилось то, что я делаю. Был даже такой пример, когда у нас устроили большой праздник, посвящённый столетию одного известного гобоиста, съезжались все его ученики, даже те, кто за границу уехал. Я туда пришел, посидел буквально 15 минут. Мне стало скучно, и я уехал на репетицию группы, с которой тогда выступал.

Сейчас ты в основном занимаешься журналистикой. У тебя не было желания получить диплом уже по этой профессии? 

Не задумывался над этим. 

То есть, ты считаешь, что нарабатывать опыт по факту важнее, чем тратить время на изучение теории?

Я бы не ответил так однозначно. Знаешь, бывают разные ситуации, когда у человека, например, максимальное высшее образование, магистратура, аспирантура, а он реально не может ничего сказать. А может быть и такое, что человек закончил магистратуру, аспирантуру и именно благодаря этому у него что-то получается. Я считаю, что важнее просто всё это комбинировать. Да, до каких-то моментов можно дойти самостоятельно. В моём случае их, так скажем, насильно всучили. Если анализировать всю эту ситуацию, я бы не сказал, что мне есть какой-то смысл идти на журфак.

Возвращаясь к теме о теоретических дисциплинах, знанию музыкальной грамоты. Можно ли без этого прожить? У тебя есть довольно большой опыт с разными командами. И было ли когда-нибудь такое, что у вас возникало недопонимание на основе того, что у тебя есть академическое образование, а у них – нет?

Да, бывало. Музыкант, который не прошёл классическую школу, в большинстве случаев ориентируется исключительно на слух. И когда  пытаешься объяснить ему, что к этому аккорду лучше бы подошла такая-то нота, он смотрит на тебя круглыми глазами. 

Если говорить о каких-то авторских коллективах, то зачастую у их участников вообще нет никакого музыкального образования. Музыка там строится совершенно по-другому. Важно именно то, насколько музыканты сыграны между собой. В чём вообще отличие оркестра от рок-группы, где ни у кого нет музыкального образования? Оркестр могут набрать из множества людей, которые подготовлены к тому, чтобы играть разную музыку. Им не потребуется много времени, чтобы привыкнуть друг к другу. А если мы возьмём рок-группу, то это такая история, что ты собираешь, условно, четырёх человек и они вряд ли сразу что-то изобразят. Когда они достигнут взаимопонимания, уже не так важно, у кого есть музыкальное образование.

Как ты относишься к игре в оркестре?

Раньше, конечно, приходилось играть, школа и колледж по академическому направлению на этом и строятся. Я играл оперные арии, симфонии, каверы, музыку из кинофильмов, всё подряд вообще. Иногда это даже доставляло какое-то удовольствие. Но здесь есть такой момент, что оркестр —  очень несвободная история. Перед тобой есть ноты, много людей, с которыми нужно взаимодействовать по заранее определённому алгоритму. Есть дирижёр, у которого свое мнение об исполняемой музыке. Часто бывает такое, что он что-то требует, а ты этого не можешь понять. Я чувствовал себя не в своей тарелке. И если говорить о свободе творчества, мне очень не хватало индивидуальности. Даже если у гобоя начиналось соло, не вся публика могла это понять. И при этом уж точно большинство людей в зале не будут знать, кто ты такой. А для меня важно, чтобы моё творчество ассоциировалось с моим именем. 

Простая музыка (минимальное количество нот, аккордов) это тоже музыка?

Конечно. Споры на этот счет были одним из поводов для конфликтов, когда я учился на классическом направлении. У многих преподавателей есть такая установка, что музыка из трёх аккордов — это не музыка. И подрастающее поколение музыкантов часто начинает перенимать эту логику. Но я этого не понимаю. Для меня песни группы Кино это та же музыка, что и концерт Вивальди. Просто одна музыка была актуальна тогда, другая музыка актуальна сейчас. Я не могу сказать, что разделяю какие-то современные течения, например, рэп. Но музыка созвучна времени. 

В какой-то момент все твои впечатления вылились в целый блог, а ты начал делать материал для различных изданий. Так кто ты: музыкант или журналист?

В марте, когда началась пандемия, я был на гастролях со «Сколотом». Это был такой период, когда я вообще не задумывался о том, что я могу заниматься чем-то кроме музыки. У нас должно было быть 28 концертов, но мы отъездили всего семь по понятным причинам. Начался длительный застой. И когда в сентябре стало понятно, что надежда на возрождение индустрии совершенно беспочвенна, я понял, что нужно делать что-то ещё. Таким образом, именно как профессиональная деятельность у меня сейчас больше журналистика. Но не могу сказать, что я окончательно куда-то бросился, потому что мне реально интересны многие вещи. И статью с большим удовольствием напишу, и на фестивале с большим удовольствием отыграю, и усилия к организации мероприятий приложу. 

В конце концов, всю эту ерунду, которая творится в мире музыки, надо освещать. Я не могу участвовать во всём этом как музыкант, потому что всё обвалилось. Я могу поддерживать интерес у себя, своих коллег, у публики просто какими-то публикациями.

Согласен ли ты с утверждением, что «в России на музыке зарабатывают все, кроме музыкантов»?

Я бы поспорил с этим утверждением, ведь если мы возьмем нынешнюю ситуацию, то в наибольшем убытке оказались именно организаторы, владельцы площадок. Я, будучи музыкантом Сколота, почти ничего не заработал. А они ещё и в убытке остались.

Как ты находил для себя работу, когда был сессионщиком?

Самая распространённая история — это тематические паблики и сайты. Большинство предложений поступало именно через вк. Я публиковал объявления и на MusicForums, но там было сложно что-то найти. Бывало и такое, что просто общаешься с кем-то на концерте, и оказывается, что кому-то как раз нужен духовик. 

Насколько важно обрастать полезными связями, дружить с организаторами, топовыми музыкантами, event-менеджерами, ведущими? Наша шоу-биз тусовка настолько консервативная, что обращаться в агентства бесполезно?

Связи влияют, кто бы спорил. Просто это такая история, которая не появляется на пустом месте. Серьезные знакомства начали появляться только через год-полтора, после того, как я начал активно о себе заявлять. Это осложнялось тем, что я играю на никому неизвестном инструменте. А когда у тебя уже вырисовывается что-то, допустим, те же мемы про гобой, это уже становится интересно.

Есть ли смысл музыканту заводить инстаграм и фейсбук? 

ВК лично для меня оказался удобнее. Конечно, поначалу я развивал инстаграм с таким же усердием. Не могу сказать, что это дало какие-то плоды. Да, были какие-то переписки с иностранными коллегами. Многие из них или в открытую, или в тихую это не одобряют. Неклассическая манера исполнения у них считается чем-то неправильным. Другая половина, наоборот, этому удивляется. Если рассматривать инстаграм, как способ найти сотрудничество или клиентов за рубежом, то это, наверное, не самый плохой вариант. Что касается фейсбука – я начал его развивать относительно недавно и пока не понимаю, насколько он эффективен. Но если стоит задача найти какого-то человека 50+, скорее всего, он найдётся именно там. 

У фотографов и моделей есть такое понятие как TPF (взаимовыгодное, некоммерческое сотрудничество, чаще всего для пополнения портфолио обеих сторон). В каких случаях ты можешь согласиться работать на идею?

Навряд ли может быть такое. Дело не в том, что нам всем надо кушать. Гобой сам по себе очень затратный инструмент, если говорить именно про него. Мало того, что нужно потратиться на сам инструмент, он ещё требует определённых исходников, периодического ремонта. И по самым минимальным расценкам игры на студии, я едва ли могу отбить расходы на саму запись. По началу я, конечно, брался абсолютно за всё. Я играл на совершенно безвозмездной основе, я сам вкладывался. Если говорить о нынешнем состоянии, как правило коллективы, которые предлагают записать что-то бесплатно, исключительно сами по себе некоммерческие и навряд-ли могут предложить какую-то идею, посмотрев на которую, я бы даже задумался, хочу ли я за это получить деньги. Я перерос уровень, когда просят записать что-то бесплатно.

Джемы это норм или стрём? Ты бы рекомендовал такой формат как хороший способ получения сценического опыта?

Джем джему рознь. Бывают мероприятия и музыканты разного уровня. В такой формат лучше приходить, конечно, имея хотя бы минимальный опыт выступлений перед публикой, потому что это всё-таки очень серьёзный стресс. Сам формат джема предполагает, что могут выступать люди, которые вообще друг друга не знают. Допустим, если ты не имеешь никакого опыта в джазе и приходишь на джазовый джем, то там могут очень косо посмотреть. А так это очень хороший опыт, так как каждый раз это выход из зоны комфорта, особенно если у тебя вообще нет знакомых там.

В плане опыта выступления в прошлом году у тебя всё было очень насыщенно. Ты сам писал, что отыгрывал на джемах по четыре раза за неделю. Сейчас, понятно, это не совсем возможно. Но если немного помечтать, то в каком-нибудь светлом будущем ты бы вернулся к таким мероприятиям?

Да. А почему нет? Я бы не вернулся к ним в том формате, когда передо мной какой-то незнакомый клуб, а я просто прихожу туда поиграть. Но именно проводить такие мероприятия мне очень нравится. Вот это ощущение, когда к тебе подходят люди и говорят: “Чувак, спасибо за праздник”. Это на самом деле очень приятно. А когда ты ещё параллельно как музыкант во всём этом участвуешь – это просто предел мечтаний.

Как ты попал в «Сколот», и кто тебя пригласил?

Фото: Сколот

Я просто по приколу написал их фронтмену, не знает ли он кого в рок-тусовке, кто сейчас ищет духовые. Выяснилось как раз, что у них ушёл духовик. Так я и попал на мартовский тур. 

Вы были знакомы с фронтменом раньше?

Мы парой слов перекинулись на фестивале Былинный берег в прошлом году. Тогда я приезжал туда со «Знаком Ветра». Конечно, в этом году, когда я выступал там со «Сколотом», это был уже совершенно другой уровень.

А что тебе больше всего запомнилось во время гастролей с ребятами? Может были какие-то интересные истории?

Это было одно сплошное приключение. Как такой горящий мост – ты едешь по нему, а он за тобой обрушается. Мы только-только отыграли концерт в Рыбинске, и на следующий день там уже был запрет. И так с несколькими другими городами.. Так что это достаточно любопытный опыт. Если вспоминать ещё какие-то истории.. Когда мы добирались из Вологды в Великий Новгород, мы ожидали, что там будет очень хорошая дорога, но её там не было вообще. Ехали 20 километров, около двух часов через заброшенные деревни. Конечно, ощущалось, будто мы тусим как в последний раз перед большими ограничениями. Особенно в Петербурге, когда мы успели буквально в последний момент. 

Получается, твой первый масштабный гастрольный тур был именно со «Сколотом». Ты чувствовал какую-то разницу между аудиторией в разных городах?

В туре я постоянно думал о рабочих моментах. Мне показалось, что публика в принципе везде одинаковая, если говорить про отношение к коллективу и традициях. Различия были только в поведении. В Москве мы собрали около 300 человек, народ танцевал, устраивал флешмобы. А когда мы играли последний концерт во Пскове, народ по большей части сидел. Весь движ тащил на себе какой-то пацан лет четырех, который отжигал перед сценой. Больше никто там не танцевал. 

Ты уже не раз выступал на «Былинном берегу». Это довольно интересное мероприятие для нашей фолк-рок тусовки. Как ты относишься к их политике отбора лайнапа? (закрытый отбор оргкомитетом + 5 групп, которые автоматически получают возможность выступить, благодаря наибольшему количеству лайков на заявках)

Былинный берег даёт хорошую возможность выступить коллективам разного уровня. В первый раз я попал туда со «Знаком ветра». Они подавали заявку ещё зимой и их вроде как не взяли. В самый последний момент организаторы объявили донабор, нужно было набрать определённое количество лайков под заявкой. Можно было просить о помощи знакомых. Мы, конечно, тогда подсуетились и смогли попасть на фестиваль именно благодаря такому приёму. 

Мне сложно представить, как бы я организовывал отбор на таком мероприятии. Думаю, буду решать, когда понадобится.

У тебя было выступление с Коррозией металла. Поэтому вопрос не в кассу: как ты относишься к политизированной и религиозной музыке? 

Сам не слушаю. Но это определённая форма протеста. И, наверное, это лучше, чем неистовые погромы. 

Что для тебя значит свобода в музыке?

Свобода в выборе стиля. Грубо говоря, свобода в том, какую ноту ты сыграешь следующей и как ты это сделаешь. Если говорить про «Сколот», как пример коллектива, у которого чётко выверенные партии. Их играют годами, не меняя. Но там не возбраняется, если что-то где-то не сыграть или сделать чуть-чуть по-другому. В этом плане я и вижу свободу. Да и в таких форматах публика гораздо сильнее вовлечена в процесс. Вот ещё одна вещь, которую я не могу принять в академическом направлении это то, что зрители просто внимают, нет никакого интерактива. Я помню это ощущение, когда ты уходишь, а перед тобой бабушки за 70, которые обмахиваются веерами. И то, когда ты уходишь, а перед тобой толпа, готовая отжигать. 

Ты считаешь себя мультиинструменталистом?

Отчасти да. Помимо духовых я играю на гитаре и клавишных. Все-таки для меня музыка не только в гобое, а вообще в самом процессе. Мне понадобилось время, чтобы это осознать, потому что раньше я относился к этому более фанатично. 

К слову о фанатичности. В какой-то момент гобойные мемы перекочевали на мерч (@goboynya). Кто стал инициатором этой идеи, и как это встретила аудитория? Оказалось ли это актуальным? 

Эта идея пришла мне ровно тогда, когда мы закончили тур со «Сколотом». И когда всё обвалилось, я понял, что нужно такие вещи делать сейчас. Тогда мы с другом засели, разработали дизайн, напечатали всё это дело. В принципе, среди гобоистов был определённый спрос на такую продукцию. Но я быстро понял, что на это не стоит рассчитывать в коммерческом плане, всё-таки тематика довольно узко направленная. А вот для каких-то конкурсов, подарков и т.д., мне кажется, очень клёвая тема. Да и к тому же я много к каким вещам пришёл через гобой. И я могу сказать, что вот этот опыт с мерчем мне пригодился уже сейчас в совершенно других моментах. Я уже знаю все требования типографий для тех же кружек, магнитов.

Я думаю, что буду его делать. Например народу очень заходят магнитики с перекчёркнутым гобоем и призывом на нём не играть. Это стало у меня своеобразным подарком для людей, с которыми я знакомлюсь. И это работает намного лучше, чем какая-то визитка.

Кстати о птичках. Визитки или соц.сети и SoundCloud?

На моём опыте визитки совершенно бесполезны. У меня были и примитивные, и дизайнерские на очень дорогой бумаге. Не могу сказать, что у этого был эффект. Если народ ко мне подходил после выступления, гораздо более действенным способом было сразу зафрендиться в вк. 

В прошлом году ты организовывал на свой день рождения гобойную вечеринку-сольный концерт. Понятно, что в этом году уже ничего не выйдет. Но когда-нибудь в будущем ты бы вернулся к этому?

Конкретно в таком формате – нет. Когда я делал это в прошлом году, то допустил кое-какие ошибки. Но на тот момент это был хороший вариант. 

С какими подводными камнями ты столкнулся?

Самый сложный момент – привести людей. Конкретно на гобойной вечеринке мы собрали человек 50, что неплохо для такого уровня. У нас не было каких-то супер-известных музыкантов. Главная ошибка, которую я допустил – такие мероприятия нельзя проводить в одиночку. Конечно, мне помогали, но все основные моменты я взял на себя.. И если бы делал такой концерт сейчас, то не зазывал бы людей на гобой, это всё-таки слишком локальный инструмент. Сделал бы как-нибудь по-другому.

Недавно ещё была новость, что правительство никак не будет финансово поддерживать шоу-биз. Как можно было бы попробовать выйти из этой ситуации? Как можно было бы поддержать музыкантов со стороны аудитории?

Поклонники могут приобретать мерч. Футболки, кружки и прочие сувениры – способ напрямую поддержать любимую группу. Есть ещё стриминговые сервисы, но их используют не все. И поскольку мероприятия всё-таки проводятся, публика может заранее покупать билеты на концерты. Раньше как было? Вот есть какое-то крупное мероприятие, и за несколько месяцев до него уже ясна картина, окупается оно или нет. Сейчас люди боятся покупать билеты и тянут ровно до последнего, потому что не знают, состоится ли концерт. И из-за этого очень сложно что-то планировать. На это жалуются очень многие организаторы и музыканты. К примеру, я собирался на большой концерт группы «Кино», который должен был состояться недавно. Купил билет ещё в декабре прошлого года. Сейчас этот концерт перенесли на май. Возможно, он даже тогда не состоится. Но я не сдаю билет, просто потому что понимаю, насколько серьёзным ударом по индустрии это станет, если все вдруг побегут возвращать деньги. 

Получилось ли так, что кто-то из твоих коллег покинул музыкальную сферу насовсем из-за карантинных сложностей?

Я бы не сказал, что кто-то полностью ушёл. Конечно, практически все ищут ещё какие-то варианты заработка. Не знаю, насколько рационально всё это бросать, потому что непонятно, что будет дальше. Может через пару месяцев начнётся хоть какой-то подъём, не у всех, но у кого-нибудь.

Все фото взяты со страницы Игоря в вк.